Абхазия как курорт точно знает, когда отмечать день рождения, а своей мамой (и папой) должна считать Александра Ольденбургского. В 1901 году его кузен, Николай II, намекнул принцу с излишне прогрессивными взглядами, что ему лучше удалиться с глаз императора долой, и тот отбыл на Черное море.Приехав в Абхазию, принц начал обустраивать черноморскую ривьеру.
Гагры
Уже в 1903 году в заболоченной до того местности появились сады и парки, замки и виллы, водолечебница, телеграф, электричество и водопровод... Ресторан «Гагрипш», перевезенный принцем из Норвегии, действует до сих пор! Нынешние Гагры можно изучить вдоль и поперек за неделю: прекрасно сохранившийся замок принца, новые гостиницы и старые пансионаты, кафе и рестораны, магазинчики, почти всегда носящие имя дочки или внука хозяина, и пляжи, пляжи…
Место, которое знакомо здесь не всем даже бывалым туристам, находится высоко над городом. Легче всего найти туда дорогу будучи красивой девушкой, пленившей сердце местного джигита. Каждый уважающий традиции мужчина обязательно повезет даму туда. С небольшой площадки в горах видно столько моря, что оно не умещается в голове – практически от Сочи до Сухуми. В теплые летние ночи здесь не протолкнуться – влюбленные парочки занимают все выгодные позиции.
А еще в Гаграх есть корты. Большой теннис на Черном море в эру всесоюзных здравниц был почти священным видом спорта – даром что ли Ельцин ввел его в правительственную моду. Мощная детская школа, опытные тренеры для взрослых, турнир «Большая шляпа», а теперь и отличные корты прямо на берегу, со всеми современными душами, саунами и раздевалками. Все на базе того, что было построено принцем Ольденбургским. Корты расположены на том же месте, что и сто лет назад, и ходит легенда, что дренажная система тоже осталась с тех пор – но это неправда, конечно, все новое.
Пицунда
Добрая половина тех, кто сейчас приезжает в Абхазию отдыхать, ищет там встречи с молодостью или детством. Мое детство частенько гостило в Пицунде, на краю рощи реликтовых сосен, в доме отдыха Союза кинематографистов – с собственным причалом, бескрайним галечным пляжем, бассейном и кинотеатром, с шахматными столиками в холле, с неизменным настоем шиповника в столовой, с собственным Смоктуновским в шортах, и Данелией с удочками, и Жженовым, нежно под руку с женой… А теперь там шесть этажей битого стекла и обломков бетона, в бывшем баре на крыше свистит ветер, и только реликтовая роща и магнолии в парке, слава богу, целы и в сохранности, а значит, все еще можно восстановить.
Зато благословенная бухта в Пицунде, с семью гостиницами-башнями, куда когда-то без пропуска можно было проникнуть только по берегу, через дыру в заборе, в порядке, все починили и восстановили. Пляжи чисты, концертный зал работает, полно народу. И в кафе у причала, где я когда-то впервые попробовала хачапури-лодочку с яйцом, отстояв в очереди, жаждущей «Лыхны» и мяса, все функционирует: и лодочки вкусные, и кофе варят на песке, и шашлычник так же прекрасен, суров, волосат и громкоголос.
Рица
Если вы хоть раз в жизни побывали на озере посреди гор, потом всю жизнь будете искать возможность вернуться туда или хотя бы отыскать что-то похожее. Но нет в мире такой же красоты, как озеро Рица. Темная глубокая вода, зеленые берега, отвесные скалы со снежными верхушками – и над всем этим аромат дымка мангалов. Когда-то узкий серпантин, ведущий к озеру, был переполнен туристическими «Икарусами». Потом все по понятным причинам опустело, как вымерло. После чего начали появляться отдельные туристы-смельчаки в сопровождении охраны с автоматами… Теперь все тихо и спокойно, но прежнего потока автобусов не видать. Впрочем, это должно беспокоить хозяев, а гости, напротив,радуются чистоте, отсутствию толп и очередей. И мелкой дикой форели, пойманной неподалеку и зажаренной на углях безо всяких изысков – изысканной самой по себе, точно хватит всем.
Путешествие в Абхазию: пацха и кухня
Пацха – это традиционная кухня во дворе абхазского дома. В быту абхазов роль пацхи весьма значительна. «Знаете, почему абхазцы такие худые?» – спрашивают абхазцы и без лишних слов заводят вас в пацху. «Вот, – говорят, – лавка, а вот бурка. Хозяин в бурку завернется, на лавку ложится спать. Будешь толстый, на лавке не поместишься, спать не сможешь». См. далее...
Путешествие в Абхазию: Новый Афон, Сухуми
Стоящий над морем монастырь в Новом Афоне виден издалека, заново покрытые позолотой купола сияют на фоне гор и голубого неба, идти к нему крутыми дорожками высоко, но тенисто и от этого приятно. Главный храм полностью восстановлен снаружи, внутри неназойливо ведутся реставраторские работы, монахи заняты хозяйством.См. далее...
Пока нет комментариев