Как еда воскрешает воспоминания: объясняют ученые

Как еда воскрешает воспоминания: объясняют ученые

Наталья Соколова
23 марта 2024 г.
0Комментировать

Могут ли запахи и вкусы перенести в прошлое? Почему это происходит? Какие эксперименты проводили ученые, подтверждая свои гипотезы? Как связь еды и воспоминаний можно использовать в реальной жизни?

Как еда воскрешает воспоминания, объясняют ученые
Как еда воскрешает воспоминания, объясняют ученые (Фото: shutterstock )

О чем расскажем в статье:

Феномен Пруста

С едой нередко связаны воспоминания и важные события прошлого
С едой нередко связаны воспоминания и важные события прошлого

Связь еды и воспоминаний красочно описал французский писатель Марсель Пруст. В его романе герой откусывал печенье, знакомое с детства, — и мгновенно эмоционально переносился в счастливое состояние тех дней, с которыми оно было связано. Эффект таких ярких воспоминаний получил название «феномен Пруста».

В большей степени память реагирует на запахи, а не на вкусовые ощущения. Но отделить их друг от друга сложно. Мы ощущаем рецепторами языка оттенки вкусов, при этом общее восприятие на 80% связано с запахами. Если вы теряли на время обоняние, можете вспомнить, как пища начинала восприниматься пресной.

Научные объяснения

Есть научные обоснования того, как еда пробуждает воспоминания? И почему именно запахи и вкусы провоцируют более яркие и эмоциональные переживания в сравнении, например, со зрительными образами?

Близкое расположение структур мозга

Важную роль играет расположение структур мозга, связанных с восприятием запахов и формированием эмоций и памяти. Обонятельная луковица, миндалевидное тело и гиппокамп находятся анатомически близко и активно взаимодействуют. Обонятельная луковица воспринимает информацию о запахах с рецепторов носа. Миндалевидное тело отвечает за возникновение и хранение памяти на давно прошедшие события. Гиппокамп участвует в формировании эмоций. При встрече со знакомым запахом запускается передача сигналов между этими структурами мозга, и возникают эмоции и воспоминания.

Принцип специфичности кодирования

Второе объяснение, которое дают ученые, — принцип специфичности кодирования. Он заключается в том, что любая информация «записывается» в контексте происходящего. То есть мы запоминаем не просто событие, а и то, как себя ощущали, что чувствовали и воспринимали в этот момент. Повторение в будущем любого записанного «кусочка», например, ощущение знакомого запаха, «распаковывает» воспоминание целиком.

Почему память на запахи очень стойкая?

Обонятельная часть (отвечающая за восприятие запаха) и лимбическая система (отвечающая за память и эмоции) — самые древние структуры мозга. Они обеспечивали выживание человека. Столкнувшись с запахом, несущим потенциальную опасность, мозг записывает эту информацию и хранит ее на протяжении длительного времени. Повторно столкнувшись с опасным веществом, сведения мгновенно, минуя сознание, попадают в участки мозга, ответственные за движения. В результате человек непроизвольно отклоняется от угрозы.

Стойкая память на запахи объясняется важностью распознавания. И через много лет, узнав когда-то знакомый аромат, мы легко погружаемся в давнишнее воспоминание.

Почему у нас много детских «ароматных» воспоминаний?

Мозг запоминает новые запахи, а большинство нового мы воспринимаем в детские годы. Поэтому неожиданная встреча со вкусами и ароматами часто переносит именно в воспоминания, связанные с детством. Во взрослом возрасте запоминание тоже происходит, но яркие впечатления случаются с нами гораздо реже.

Примеры экспериментов

Как показал эксперимент, запахи вызывают больше эмоций, чем просто слова, связанные с едой
Как показал эксперимент, запахи вызывают больше эмоций, чем просто слова, связанные с едой

Участникам исследования давали «ностальгическую» еду, с которой были связаны какие-то воспоминания, и обычную повседневную пищу. В первом случае люди описывали более острые эмоциональные реакции и «переносились» в прошлые события.

В другом эксперименте первой группе участников давали флаконы с 10 запахами (кофе, уксус, имбирь, шоколад, виски, лук, сыр, арахис, корица и лимон) и просили вспомнить что-то с ними связанное. Второй группе давали карточки со словами, на которых были написаны эти запахи (но физически ощутить их было нельзя), и также просили погрузиться в воспоминания. Люди в первой группе вспоминали намного больше деталей прошлых событий и испытывали больше эмоций.

Как создать счастливые воспоминания

Наверняка у всех есть особенно дорогие воспоминания из детства. Пирожки, которые пекла бабушка. Заливное мясо, обязательное на праздничном столе. «Мишки на севере» в новогоднем сладком подарке. Ощутив вкус и аромат из своего набора запомнившихся блюд, можно перенестись в прошлое.

Такие же воспоминания можно стараться создавать детям, внукам или другим младшим родственникам. В том числе для этого стоит сохранять семейные рецепты и открывать новые блюда и новые вкусы. Знакомиться в поездках с местной кухней и пробовать повторить понравившиеся рецепты из сети, на важные даты готовить что-то необычное. Вкус вашего традиционного праздничного торта или фирменного салата, а также новые яркие гастрономические впечатления сохранятся в памяти детей и в будущем смогут уже им дарить теплые ностальгические ощущения.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда под музыку
Еда под музыку

Музыка в ресторане… Что это фон для разговора, амбиции ресторатора или важное дополнение к меню?

15 необычных фактов о еде
15 необычных фактов о еде

Знали ли вы, что наклейки на еде можно есть? Что сыр воруют чаще других продуктов? Еда на самом деле богатейший материал для исследования. Интересные факты о ней можно рассказывать почти бесконечно.

gastronom

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов
Ваши данные защищены reCAPTCHA
КОММЕНТАРИИ
Уже зарегистрированны на gastronom.ru? Войдите или оставтье комментарий как гость
Ваши данные защищены reCAPTCHA

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image
Ещё больше рецептов и вкусных идей в наших соцсетях