Португальская кухня: не только бакаляу и портвейн

18 мая 2011 г.

Португалии

Порту

В конце XVI века принц Генрих Мореплаватель приказал своим подданным доставлять в Португалию любые экзотические растения, обнаруженные в колониях. Это было гениальное решение. Открытие новых морских путей принесло в страну и ее колонии помидоры, сладкий перец, картофель, фасоль, авокадо... Бразильские ананасы стали выращивать на Азорских островах, чили – в Анголе, орехи кешью – в Африке и Индии, а африканский кофе совершил путешествие в Бразилию.

Деликатес из северных морей

Сегодня кухня каждого региона страны имеет свое собственное лицо, но блюда из рыбы и морепродуктов встречаются повсеместно. Особенно это касается бакаляу (bacalhau) – сушеной соленой трески. Португальцы одержимы страстью к ней с начала XVI века, когда их рыбацкие лодки достигли побережья Ньюфаундленда. Они ловили в северных водах треску, солили и, поскольку путешествие на родину могло длиться до трех месяцев, прямо на корабле сушили ее. Как говорят, существует 365 различных способов приготовления бакаляу – по одному на каждый день.

Для большинства рецептов треску предварительно вымачивают в воде. Так начинается, например, работа над классикой: «бакаляу а браш» (bacalhau a braz) из Лиссабона – треской, зажаренной с картофелем, луком и яйцами. Или старым фамильным блюдом из Порту «бакаляу Гомеша де Са» (bacalhau a Gomes de Sa), для которого кусочки рыбы и картофеля заливаются поджаркой из чеснока, лука и оливкового масла, посыпаются нарезанным вареным яйцом, украшаются оливками и запекаются в духовке.

Раньше считалось, что бакаляу – копеечная еда для будней. Теперь, если на рынке или в магазине вы видите толпу домовитых женщин, оккупирующих одну из витрин, знайте, что они пришли за пластами сушеной рыбы из Норвегии или Исландии, которую потом приготовят – на праздник или выходные – для всей семьи. В рыбной компании чаще всего можно встретить вареные яйца, сливки, картофель, брокколи, стручковую фасоль, морковь. И, конечно, хлеб. Хлеба португальцы едят много, как пшеничного, так и кукурузного.

Где побывать

Первая перемена блюд

Говорят, что в памяти всегда остается последнее слово, но в случае с обедом или ужином ситуация другая – хорошо запоминается его начало. Еда в Португалии сытная, поэтому порой достаточно съесть только поданные на стол закуски, с которых обычно начинается обед или ужин. Это может быть козий или овечий сыр, сыровяленый окорок presunto, пирожки на один-два укуса с разнообразными начинками, шашлычки из осьминожков или креветок, шарики из картофельного пюре и бакаляу, традиционная пастанамазка pate de perdiz. Она готовится из нежного мяса птицы или кролика. В ресторанах мясо сначала маринуется в граппе или другом крепком алкоголе с пряностями и оливковым маслом, обжаривается, томится при 75 °С в течение двух с половиной часов, потом разбирается на волокна и смешивается с карамелизированным луком, бальзамиком и еще одной порцией крепкого алкоголя.

Отдельной строкой проходят местные колбасы. Особенно хороши две свиные: шорису (chouriço) с чесноком и травами и ее более утонченная и ароматная версия – лингуиса (linguiça). Многие португальцы считают, что последняя, с щедрым пряным вкусом паприки, орегано и тмина, заслуживает гораздо большего внимания, чем ей уделяется сейчас. Ее активно готовят дома, по 200 кг в год. На Азорских островах свинину для этой колбасы дватри дня маринуют в апельсиновом соке, а в континентальной Португалии в фарш иногда добавляют херес – для придания особого, благородного вкуса.

Колбаса с точки зрения португальцев – и закуска, и ингредиент для приготовления горячих блюд. Шорису, например, добавляют в самый популярный на севере страны суп кальдо верде (caldo verde) из свежей зеленой капусты, картофеля и лука. Несмотря на простоту ингредиентов, его можно встретить и в меню рыбацкой таверны, и на столе аристократа. Нежная мясистая лингуиса, прекрасно уживающаяся на родине с вареными яйцами, бобами, говядиной, дарами моря, шагнув за пределы страны, стала именоваться «португальской сосиской» и была обнаружена на гавайских островах в сэндвиче местного «Макдоналдса».

Преданья старины глубокой

Самая необычная по вкусу – это колбаса фаринейра (farinheira). В конце XV века португальцы пытались выселить евреев из своих городов. И перед изгоями стоял выбор: уехать или принять католическую веру. Те, кто остался, хотя и стали католиками, но продолжали соблюдать свои традиции. Чтобы слиться с массами, евреи тоже стали готовить «свиные» колбасы, но по-хитрому. Они разработали уникальный рецепт фарша из птицы, муки и пряностей, который даже самые ярые поборники веры принимали за свиной.

Португальцы вообще любят легенды. Видимо, без красивых сентиментальных историй-сказок жителям страны жить трудно и неинтересно, не в их характере это. Замысловатые истории здесь складываются не только о появлении кулинарных шедевров. Ими окружена жизнь и смерть исторических личностей. Еще до 30-х годов прошлого века в стране существовал культ короля-спасителя Себастьяна, который пропал без вести в 1578 году. Его очень долго не считали погибшим и объявили «желанным». Про Себастьяна слагали стихи, воздвигали ему памятники, а в Лиссабоне, в монастыре Жеронимуш даже подготовили гробницу. Печально, но факт: его исчезновение во время битвы в Марокко оборвало Авишскую династию королей, прославившуюся многочисленными победами и географическими открытиями. Трон занял король Испании Филипп Второй, что стало для страны началом испанского владычества.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Работяга Порту

Есть в стране и города-легенды, которые живут своей особенной жизнью. Яркий пример – Порту, который всегда имел репутацию города трудолюбивого. Народная пословица гласит: «Пока Коимбра учится, Брага молится, Лиссабон веселится, Порту работает». Я долго пыталась подобрать характеристику для описания этого города. И лучшим определением, наверное, станут слова: «город утраченного, былого величия». Порту – как родовитый дворянин, разорившийся, но сохранивший при этом фамильные ценности, благородные манеры и достоинство. В мире таких городов мало, и за ними, скорее всего, придется ехать на другой конец света.

Старый город Порту, который ЮНЕСКО в 1996 году внесло в Список всемирного наследия, поражает воображение в любую погоду. Здесь все к месту: лучи солнца, которые отражаются в пыльных окнах магазинов; туман, идущий от реки Дору; частые дожди, выливающиеся на прохожих из большого небесного ведра (сказывается близость океана). Мощенные светлым камнем улицы, кстати, при этом всегда без луж.

С названием города часто связывают рубец в стиле Порту (tripas à moda do Porto), а его жителей так раньше и называли: «трипейруш» – едоки требухи. Согласно легенде, только эти части мясных туш оставил горожанам Генрих Мореплаватель, когда снаряжал морскую экспедицию в Марокко. Все мясо в городе он забрал для своих моряков. Правда это или нет, неизвестно, но здесь до сих пор любят запекать и жарить не только мясо, птицу и рыбу, но и субпродукты, свиные колбаски, сдабривая блюдо щедрой порцией тмина, карри и гвоздики.

Любой путеводитель и гид посоветует туристам исключительно пешие прогулки по городу, в котором так много узких улиц и крутых лестниц. И посещение ресторанов и ресторанчиков будет одним из обязательных пунктов программы. Например, поход в гастрономический ресторан 5-звездочного отеля The Yeatman (www.the-yeatman-hotel.com).

Этот винный спа-отель построен по принципу виноградника – каскадом на берегу реки Дору, напротив колоритной набережной Рибейра. На кухне главенствует шеф-повар Рикарду Кошта – один из самых известных молодых поваров страны. Рикарду великолепен. В одном из интервью он признался, что использует в работе приемы, которые он перенял у своей бабушки и родителей. Инспекторы гида «Мишлен», наверное, и не подозревали, что поросенок со сладким картофелем – хит ресторана Largo do Paço, которому они в 2009 году присудили одну звезду, Рикарду приготовил как раз по семейному, бабушкиному рецепту. Сейчас шеф мастерски комбинирует молекулярные изыски с национальными традициями на кухне The Yeatman, представляя гостям в том числе и дегустационные сеты с шестью-восемью подачами блюд. Ужин может затянуться на несколько часов, а значит, будет время и изучить интерьер, и оценить панораму старого города. Раньше для этого нужно было прийти на смотровую площадку или подняться на башню, а теперь достаточно заказать столик у окна или выйти на террасу ресторана.

Что привезти

Что попробовать

Францезинья (francesinha) – топовый образец местного фаст-фуда. Название дословно переводится как «маленькая француженка». Полагают, что рецепт блюда появился в Порту в 60-х годах прошлого века как интерпретация французского сэндвича «крок месье». Францезинья подается с картофелем-фри и состоит из хлеба, нескольких видов колбасы, жареного мяса, ветчины, расплавленного сыра и густого соуса. Португальцы считают, что прелесть «француженки» как раз в соусе, тонкости приготовления которого каждый повар или хозяин кафе держит в строгом секрете. Известно только, что в нем всегда есть пиво и томатный соус. Каждое заведение норовит переделать традиционный сэндвич на свой манер. Его могут подать с яичницей или картофельными чипсами, увеличить до гигантских размеров, запечь в дровяной печи, наполнить кроме всего прочего шампиньонами, креветками или овощами. Независимо от подачи францезинья – любимая еда футбольных болельщиков, ведь наедаешься на целый матч. Среди жителей Порту в блогах и на форумах разгораются нешуточные споры о прелестях и недостатках сэндвичей того или иного ресторана и кафе. Например, по мнению авторов сайта www.fortheloveofport.com, рейтинг заведений, в которых готовят местный хит, возглавляют Bufete Fase и Majestic, оба на Rua Stа. Catarina, и Chamiço на Rua da Constituição.

За организацию поездки благодарим Институт по туризму Португалии и Ассоциацию по туризму города Порту

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

Кухня Нью-Йорка: джамботто, чаудер, бейглы и чизкейк

Что бы ни говорили не бывавшие дальше Пресни знатоки, американская кухня существует. Причем в каждом штате и городе своя. Кто не верит – может съездить в Нью-Йорк.

Кухня Колумбии. Колумбия: лидер гастрономического туризма в Южной Америке

В России о Колумбии толком почти никто ничего не знает. Даже о том, что Габриэль Гарсия Маркес был колумбийцем, не каждый вспомнит. А кухня, которая не хуже книжек рассказывает о характере нации, вообще у нас неизвестна. Между тем эта страна считается лидером гастрономического туризма в Южной Америке

Итальянская кухня: кухня региона Марке

Вдали от шума Вечного города, бутиков Милана, карнавалов Венеции, между горами и морем затерялась Марке – небольшая область на восточном побережье Апеннинского полуострова. Это Италия, свободная от стереотипов. Никакой пиццы и пасты!

Все самое интересное о еде на Gastronom.ru

Кухня Умбрии: продукты и блюда

Небольшая область в глубине Центральной Италии, Умбрия покрыта отлогими горами и холмами и — единственная на Апеннинах — не имеет выхода к морю. На умбрийских взгорьях до сих пор растут ...

Кухня Малайзии: малайская, китайская, индийская кухня в Малайзии

Диапазон малайзийских кулинарных традиций весьма широк. Помимо собственно местных блюд здесь можно найти блюда, заимствованные из соседних Таиланда, Суматры и Явы и более далеких Китая, Индии и даже ...

Украинская кухня: за, против и на здоровье

Блюда украинской кухни отличаются ярким и энергичным характером. При этом простодушная роскошь любого здешнего обеда, даже ежедневного, насыщена буквально миргородской ленью. И это не единственный парадокс.

Греческая кухня: симпозиум за круглым столом

Про Грецию до недавнего времени все знали только, что она довольно древняя и там все есть. Позже выяснилось, что особенно много там шуб. Со временем вспомнили про демократию и научились отличать «фету» от «питы». Но все же в памяти российского обывателя начала XXI века Греция навсегда останется родиной греческого салата.

Кухня Арагона: Сарагоса и окрестности

Арагон – больше, чем провинция. Арагон – это половина Испании. Потому что именно из военного союза Арагонского и Кастильского королевств, заключенного в 1479 году, Испания как раз и образовалась.

Индонезийская кухня: островной инстинкт

Индонезия – страна небольшая, но расположилась она на нескольких тысячах островов. И на каждом свои традиции. Прибавьте к этому влияние соседей и многовековых торговых партнеров: Индии, Китая, ...

Ирландская кухня: в своей тарелке

Благодаря ландшафту Ирландию можно сравнить с тарелкой. Береговая линия скалистая и высокая, а внутри – зеленая низменность с обширными картофельными полями и пастбищами. У вас на ужин мясо с картошкой? Для ирландской вечеринки вам не хватает только пива и аксессуаров в зеленых тонах.

Вкус Азии: кухни Индии, Китая, Японии и Таиланда

Кухня Кипра: мезе как есть

Особенность кухни Кипра состоит в том, что очень уж сильно давит на нее туристический бизнес. При этом нужно помнить, что остров раньше был британской колонией, да и теперь англичане предпочитают его всем курортам в мире.

Швейцарская кухня: рёшти, гзоттус и винный суп

Вопреки сложившимся стереотипам, швейцарская кухня — это не только сыр, шоколад плюс фондю из того и другого. Кухня Швейцарии так же разнообразна, как и ландшафт страны.

Британская кухня: "Где искать и как добыть то-чаво-не-может-быть"

Действительно, сложно пытаться рассказать про то, что большинство людей считают несуществующим по сути, и в поисках чего многие посоветовали бы обратиться к магам, экстрасенсам и прочим неординарным личностям.

Британская кухня: пикантные сыры и изысканные вина Туманного Альбиона

У каждой кухни мира есть свои отличительные особенности и блюда, при упоминании которых вопроса об их происхождении не возникает. Паэлья – Испания, сыры – Франция и Швейцария, бургеры – США, паста – Италия.

Британская кухня: вопреки предубеждениям

Предубеждение – страшная штука. Поверив во что-нибудь один раз, люди нипочем не желают со своими заблуждениями расставаться: земля плоская, железо не летает, хуже английской кухни – только ...

Еще больше статей на Gastronom.ru