В детском саду или дома питанию уделяют, как правило, немало внимания. Однако следить за тем, что, как и сколько ест ваш ребенок в школе, уже никто не будет. Не секрет, что большинство детей супу или рагу предпочтут сосиски и пиццу, а то и вообще забудут о том, что пора перекусить. Вот и получается, что к выпускному классу, когда нужно готовиться к вступительным и выпускным экзаменам, подросткам приходится знакомиться с гастроэнтерологом, проходить малоприятные исследования, соблюдать диету и думать не только об экзаменах, а о том, до или после еды пить «маалокс».
Известно, что именно в первые 3-5 лет "школьной жизни" в организме человека формируются изменения, которые в будущем дадут о себе знать гастритами, дуоденитами, проблемами с печенью и желчным пузырем, запорами и другими заболеваниями пищеварительной системы. Не стоит забывать и о проблеме ожирения: организм будет крайне неохотно расставаться с избыточным весом, набранным в период активного роста и начала полового развития.
Понятно, что родители не могут прибегать в школу во время перемены с кастрюлей каши или супа. Озадачить педагога вопросами детского питания тоже не получается далеко не всегда. Но повлиять на питание школьника все-таки можно.
Расписание занятий в начальных классах обычно достаточно четкое и стабильное, поэтому родители могут организовать распорядок дня таким образом, чтобы в течение дня у ребенка было не менее 3-4 основных приемов пищи.
Со старшеклассниками все гораздо сложней: у них программа жизни более насыщенная, да и справиться с подростковым менталитетом и желанием все делать по-своему очень непросто. Один из важных аргументов, который в данной ситуации работает, это связь культуры питания с внешним видом: что-то вроде «будешь есть чипсы – растолстеешь». Однако легких побед ждать все равно не стоит.
Завтрак
Не у каждого человека аппетит просыпается со звонком будильника. Обычно на полное пробуждение пищеварительной системы требуется пара часов. Именно на этой физиологической особенности основана традиция второго завтрака – надо сказать, вполне оправданная традиция.
Не старайтесь накормить сонного ребенка: «спящий» желудок все равно не оценит ваши кулинарные шедевры, даже если они очень полезные. Предложите ему чашку чая, молока или какао с печеньем, бутербродом или булочкой.
Даже если ребенок завтракает с охотой, старайтесь не перегружать его организм легкоусваивающимися углеводами и жирами: они провоцируют резкое повышение, а затем столь же резкое снижение сахара в крови, что очень мешает работе мозга. А избыток жирной пищи вызывает сонливость. Не кормите детей кашами быстрого приготовления: они содержат слишком много сахара!
Для тех детей, которые не едят дома, основным завтраком должен стать второй: он должен составлять около 15-20% суточного рациона. Идеальный вариант – каша, молочный суп или омлет. Если ребенок не ходит в школьную столовую, положите ему завтрак с собой. Это может быть фруктовый творожок (купленный в магазине или приготовленный дома из натурального творога – с фруктами, ягодами или сухофруктами), сырники, запеканка или запеченные с творогом фрукты, булочка или пирожок, бутерброд с сыром или ветчиной (вареная колбаса – не лучший вариант: в ней много жира, к тому же она быстро портится при комнатной температуре).
Обратите внимание: нельзя давать ребенку с собой ребенку только фрукты или пакетик сока – фруктовые кислоты могут раздражать слизистую, их нельзя есть «на голодный желудок».
«Мучными» завтраками увлекаться не стоит. Булочки и бутерброды чередуйте с творожками и запеканками.
Для нормальной работы пищеварительной системы нужно, чтобы с пищей в организм поступали не только углеводы (их работы хватит на 20-40 минут), но также белки и жиры. Именно они стимулируют выделение соков поджелудочной железы и желчи из желчного пузыря. Регулярное отсутствие этих компонентов в пище приводит к нарушению секреции пищеварительных соков и застою желчи, что в дальнейшем может спровоцировать выпадение осадка желчных солей и формирование камней.
Обед
Если ваш ребенок остается в школе после 13.00, у него обязательно должен быть горячий обед. Справедливости ради надо заметить, что питание в школьных столовых в последние годы сильно изменилось, причем в лучшую сторону. По крайней мере, у ребенка в школьной столовой теперь, как правило, есть выбор горячих блюд. Например, если он почему-либо не ест рыбу, то может взять на обед мясо или курицу. Не хочет рис – берет гречку или картошку. Но важно еще и объяснить ребенку, насколько важен для его здоровья нормальный обед.
Если ребенок не ест в школьной столовой, обед должен ждать его дома. И для этого совершенно не нужно выписывать няню, бабушку и гувернантку. Просто он должен знать, где найти и как разогреть еду. А вот об этом нужно позаботиться заранее.
Полноценный обед не обязательно должен включать три блюда. Если ребенок ест суп, это хорошо. Суп с мясом или рыбой, борщ, суп-пюре, солянка сами по себе могут быть основным блюдом. Если ребенок не любит суп, можно обойтись вторым блюдом и салатом.
Нередко родители заполняют холодильник магазинными полуфабрикатами – всякими пельменями и «готовыми» котлетами, ссылаясь на быстроту приготовления и на то, что ребенок их ест с удовольствием. Ну что ж, изредка включать в свой рацион полуфабрикаты, конечно, можно, но делать это постоянно категорически не стоит: как правило, данные продукты содержат много жира, соли, соевого протеина и совсем мало клетчатки.
Обед – это основной прием пищи в течение суток, он должен включать в себя мясо или рыбу и овощи в любом виде: салат, тушеные, пюре.
Обратите внимание:
- картошка не является полноценным овощем и содержит мало клетчатки, важной для пищеварения
- макароны также не должны быть ежедневным блюдом. В рационе ребенка они не должны появляться чаще 3-4 раз в неделю.
- рыба и другие дары моря должны быть на столе как можно чаще (при условии, что у ребенка нет аллергии на рыбу – в этом случае подойдет морская капуста)
Важно, чтобы рацион ребенка содержал полный спектр питательных веществ и был разнообразным: в нем обязательно должны присутствовать растительные и животные белки и жиры, а углеводная часть должна быть преимущественно представлена сложными углеводами, то есть злаками и фруктами, на легкоусваивающиеся углеводы должно приходиться не более 65-80 граммов в день.
Соотношение белков, жиров и углеводов должно приближаться к следующему:
1-1,5 (белки) : 2 (жиры) : 3,5-4 (углеводы)
Полдник
Полдник не является обязательным приемом пищи для детей школьного возраста, однако для первоклассников его можно сохранить – так им будет проще адаптироваться к новому распорядку дня. В качестве полдника можно предложить чай, компот, сок с печеньем или йогурт и какой-нибудь фрукт.
Если ребенок посещает спортивную школу, полдник ему тоже не помешает. Причем он может быть более плотным, чем для обычных школьников и должен включать какой-нибудь белковый продукт – сырник, запеканку, кефир, омлет.
Ужин
Ужин должен покрывать около 20% рациона ребенка и быть не позднее, чем за 2-3 часа до сна.
На ужин лучше предлагать отварные, тушеные или запеченные блюда. А вот жареное не очень подходит для детского ужина, так как дольше усваивается.
А если ребёнок учится в двух школах и не успевает нормально пообедать, что тогда делать??
Дискуссии о пользе и необходимости витаминно-минеральных комплексов ведутся уже несколько десятков лет, и четкого доказательства вреда или пользы от них до сих пор нет, как нет и консенсуса относительно того, кому и когда они показаны. Фармацевтические компании ведут довольно агрессивную политику, внедряя препараты на рынок, и не жалеют средств для доказательства пользы витаминных добавок в рационе. С другой стороны, ряд серьезных и авторитетных научных центров показали, что регулярное использование витаминно-минеральных не оказывает существенного положительного воздействия на здоровье, но может вызывать ряд побочных эффектов, наиболее частые среди которых - аллергические реакции. Сегодня безусловным является лишь необходимость добавки в рацион детей витамина Д (большинство современных людей недополучают данный витамин, а его нехватка крайне неблагоприятно отражается на формировании опорно-двигательного аппарата и других систем), обогащение некоторых продуктов питания йодом (в тех регионах, где содержание йода в продуктах и воде низкое) и обогащение воды фтором (в тех регионах, где содержание фтора в почве и воде очень низкое. К большинству Российских регионов это не относится, т.к. содержание фтора у нас, как правило, даже избыточное). Рекомендовать дополнительное введение витаминов и минералов можно лишь в случае наличия признаков витаминно-минеральной недостаточности или если эта недостаточность была выявлена при проведении анализов. Также можно рекомендовать дополнительный прием витаминов людям с повышенными физическими и психо-эмоциональными нагрузками, в период заболеваний и реабилитации после них. Но в каждом конкретном случае витаминный комплекс должен подбирать специалист, учитывая содержание того или иного компонента в препарате. Как правило, человеку требуется лишь назначение одного или двух витаминов, а не целого комплекса. Содержание витаминов и других компонентов в грудном молоке напрямую зависит от характера питания мамы, от того, в какое время суток произведено исследование, и от того, какую именно исследовали порцию молока. Спасибо за Ваши вопросы! Диетолог Алексей Ресненко
Так все замечательно написано! В целом статья очень понравилась, за исключением последнего абзаца! Очень занимательные вещи вы о витаминах пишите! По статистике, всего лишь 5% российских родителей регулярно дают детям витаминно-минеральные препараты. В то же время, по заключению НИИ питания, независимо от того, где питается ребенок (дома, в детском саду, в школе, в санатории), он не получает с пищей в достаточном количестве биологически активные элементы, в особенности витамины группы В, кальций, йод и железо. И, по словам медиков, никакой рацион, даже при его полной сбалансированности, не в состоянии обеспечить нормальную потребность детей в витаминах. Примечательно, что их нехватка наблюдается даже в грудном молоке, которое считается кладезем полезных веществ.