Лайма придумала, по сути, совершенно новый вид сервиса, объединяющий логистические услуги, диетологию и кулинарию. Как это выглядит? Очень дружелюбно. Во-первых, вам доставляют продукты — органические, произведенные местными фермерами овощи, фрукты, злаки, мясо и рыбу. Во-вторых, доставляют их в том количестве, в каком нужно именно вашей семье. В-третьих, к набору продуктов прилагаются кулинарные рецепты, которые Лайма подбирает или придумывает не абы как, а исходя из правил диетологии. Да, и это вкусно, несмотря на всю диетологию.
Поначалу Лайма думала об открытии кулинарной школы. «Но однажды меня буквально осенила идея с едой, которые люди смогут готовить сами, и я поняла, что займусь этим, чего бы мне это не стоило, - признается она. - Мне потребовалось огромных усилий убедить мужа уйти с его стабильной, удобной во всех отношениях работы, и пуститься в эту авантюру.» Сейчас супруги со смехом вспоминают эти усилия – Лайма говорила только о своем бизнес-плане, и днем, и вечером, и даже иногда растолкав мужа посреди ночи. «Мне ничего не оставалось, как согласиться, - признает Виргилиус. – Однако сейчас я об этом ничуть не жалею».
Первое же небольшое исследование рынка показало, что у них нет конкурентов. Да, есть фермеры, сами доставляющие свою продукцию потребителям, но по отдельности они не могут обеспечить сколько-нибудь полный ассортимент всего необходимого. Тем более, никто не прилагает к этому рецептов. «Однако отсутствие конкуренции, как любая медаль, имела две стороны, - говорит Лайма. – Да, нам не нужно было ни с кем соревноваться, но при этом самим приходилось формировать эту самую новую нишу. Мы должны были объяснить потенциальным клиентам все преимущества нашего сервиса и зажечь к нему интерес». Итак, Лайма взяла на себя составление рецептур, Виргилиус занялся логистикой и доставкой продуктов клиентам. А потом, к счастью, заработало «сарафанное радио» - люди, отужинав «с Лаймой», рекомендовали ее своим друзьям и коллегам. И даже дедушкам и бабушкам.
Пять вечеров
«Мы создаем рецепты для семьи, по которым люди сами будут готовить в течение пяти дней, и поэтому они должны быть реалистичными, - считает Лайма. - Во-первых, родителям, возвращаясь с работы, хочется проводить поменьше времени на кухне. Во-вторых, если мы начнем предлагать слишком сложные или новаторские вещи – дети откажутся это есть. Ведь все мы прекрасно знаем, насколько они могут быть консервативны в еде. Так что мы балансируем между едой привычной и едой неожиданной».
Так, типичное блюдо зимнего меню – популярные в Швейцарии фермерские «венские» сосиски, подающиеся обычно с отварным картофелем и тушеной капустой. Но капусту Лайма предлагает тушить в свекольном соке, придающем этому абсолютно традиционному блюду неожиданный вкус, яркий цвет и полезность. Лайма уверена, что детей не обязательно учить готовить, но приучать к культуре питания надо обязательно с самого раннего детства. «Да, на каком-то этапе дети отказываются от домашней пищи, и родители, чтобы хоть как-то их накормить, идут по пути наименьшего сопротивления: гамбургеры, жареный картофель, куриные палочки в кляре, - говорит она. - Это происходит сегодня во всех странах.» Конечно, так проще. «Наши дочки тоже не были исключением, - добавляет Виргилиус. - Пройти мимо Макдональд'с и не заскочить туда хоть на пару минут было трагедией. Мы не накладывали на это дело жесткое вето, однако дома они всегда получали именно домашнюю еду. Теперь они выросли, живут отдельно — и обе прекрасно готовят. Интерес к фаст-фуду остался пройденным подростковым увлечением.»
«Я уверена, что стоит всегда предлагать детям качественную еду, потому что со временем вкус развивается. Наш единственный выход — не отступать! - считает Лайма. – Если оставить им эти однообразные гамбургеры , мы вырастим взрослых, которые не будут уметь получать удовольствие от еды. Таких людей очень много, они не едят, а просто что-то перехватывают. И что вы им скажете? Сломать пищевые стереотипы, заложенные в детстве, очень сложно».
О вкусной и здоровой пище
Лайма Тикуйшене прекрасно понимает, как сложно изменить стиль питания. Она столкнулась с этим на собственном опыте. «Когда я приехала в Женеву, то обнаружила невообразимо богатый выбор, - говорит она. - Здесь царит великая французская гастрономия, но также богато представлены многие кухни мира. Это интересно, очень интересно, но спустя какое-то время я поняла, что уже пора к диетологу. Он не только помог мне значительно похудеть, но и, что важно, не набирать вес. Так что свои «Ужины» я строю, исходя из законов диетологии. Это не диета для похудания, это всего лишь правильно сбалансированная еда, после которой не захочется вскоре перекусить печеньем».
«Я не изобретала ничего нового, - признает Лайма, — просто активно включила в свою кухонную практику приготовление на пару и запекание.» Кроме того, существенно увеличился список используемых овощей и злаков, что позволило Лайме составить огромное количество рецептов с разными вкусовыми комбинациями. Скажем, фасолью и чечевицей, - мы редко покупаем в магазине фасоль и чечевицу, и даже не представляем, как их готовить. А ведь они должны присутствовать в меню еженедельно. Пастернак и турнепс тоже известны современным потребителям чисто теоретически. Лайма предлагает запекать их с отбивными, покрытыми тонким слоем горчицы, подавая с джемом из черной смородины. С другой стороны, к некоторым овощам мы иногда питаем некое неоправданное предубеждение. Яркий пример – фенхель, многих смущает его выраженный вкус. Лайма нарезают его очень тонкими пластинками и запекает с лососем, и это блюдо пользуется огромной любовью.
«Кроме того, мы иногда находим у фермеров почти совсем забытые местные культуры, даже не представленные в швейцарских супермаркетах, - говорит Виргилиус. - В регионе Берн мы обнаружили разновидность белой свеклы, на вкус напоминающей артишок». Лайма и Виргилиус уверены – чем шире будет список полезных продуктов, тем легче правильное питание сделать по-настоящему вкусным.
На кухне я импровизатор
Лайма не считает себя борцом за чистоту жанра, жестко придерживающимся традиционных канонов. «Важно сохранять национальные рецепты, как часть культуры и истории. Но будем реалистами! Для блюд ближневосточной кухни мы, даже если очень постараемся, не достанем того же самого курдючного жира. Кроме того, не все любят сложные и непривычные комбинации вкусов, не любят всё, что «слишком» - слишком соленое, слишком жирное, а ведь именно это часто предлагают аутентичные рецепты. Так что я думаю доработать рецепт под свой вкус - это нормально.»
Кулинарных книг у Лаймы немного. «Для того, чтобы зажечься новым блюдом, мне необходимо его попробовать, а не просто увидеть картинку или прочитать рецепт, - говорит она. – Я много путешествую и бесстрашно пробую новые вкусы. А попробовав , не стремлюсь тут же найти точный рецептурный аналог, чтобы его воспроизвести. Я доверяю своим ощущениям и большому опыту на кухне, дающему мне понимание того, как это было сделано. Часто мне действительно удается поймать точный вкус и текстуру блюда, а иногда получается по-другому. В любом случае, я дорабатываю блюдо до тех пор, пока оно не понравится мне и моей семье. И затем уже предлагаю нашим клиентам».
Тем не менее, не очень уверенным в себе кулинарам Лайма рекомендует сначала придерживаться рецептов, чтобы научиться. И тут же вспоминает историю с пастой, которую пыталась сварить гостившая у них дома подруга дочки. «На моих глазах девушка опустила спагетти в холодную воду. Когда я поинтересовалась, настолько ли она голодна, что не может дождаться закипания, то встретила в ответ полное изумление. Оказывается, она всегда поступала именно так, не понимая, отчего после восьми-десяти минут варки, указанных на упаковке, макароны всегда остаются полусырыми.» Кроме того, Лайма советует новичкам не начинать с блюд, которые никогда раньше не пробовали, ведь важно представлять себе правильный вкус. Сначала наработайте опыт, затем пускайтесь в импровизации.
Хачапури – чемпион
Лайма родилась и жила в Литве еще до распада СССР, и потому кухня наших бывших республик ей хорошо знакома с детства. Часто она включает эти блюда в свои «Ужины». Самое любимое среди них — хачапури. Одна из клиенток Лаймы, американка, как-то решила приготовить хачапури для своих американских детей, которые запротестовали, лишь услышав это непривычное и неизвестно что означающее слово. Но протестовали они, лишь пока хачапури не было извлечено из духовки. На следующий день ей пришлось готовить хачапури снова и снова. И опять, и еще раз.
В меню «Ужинов» имеются и наши родные котлеты. В европейском понимании котлета – это отбивная на косточке. Лайма же предлагает традиционный советский рецепт из рубленого мяса. «Пироги мы не готовим, потому что они слишком уж трудозатратны. Вместо них мы предлагаем сделать штрудели из готового, качественного теста, - говорит Лайма. - При этом начинки – с рыбой, мясом и курицей – вполне в традиции восточно-европейской кухни. Куриный штрудель я еще дополняю маком, клюквой или изюмом. Это сочетание я придумала сама, и оно оказалось очень удачнымь — так что можно сказать, это мой авторский рецепт».
Куриный штрудель от Лаймы Тикуйшене