О чем расскажем в статье:
- Кого на самом деле сжигают на Масленицу
- Поминальные блины на Малую Масленку и Прощёное воскресенье
- Праздник «новожёнов»
- Прокати меня, милёнок!
- Какие на Масленицу пекли блины и блинцы
Кого на самом деле сжигают на Масленицу
Повелительницей смерти, но не кровожадной и беспощадной, а справедливой, сильной и грозной была Мара-Марена. Дочь Лады и Сварога, жена Кощея, она могла не только отнять жизнь, но и продлить ее. Ее время — поздняя осень и зима, и некоторые этнографы в более поздних версиях преданий ассоциируют Мару со Снегурочкой. Память о недоброй и могущественной женщине встречается и в русских былинах и сказках, и даже тютчевское «Зима недаром злится» — это о ней, о Маре-Марене, не желающей уступать весне. Символ ее поражения — горящее чучело, то самое, которое вы видите на каждой городской масленичной ярмарке. Славяне верили, что его уничтожение обеспечит скорый приход лета, хороший урожай, сохранит от наводнений и от пожара, защитит от мора и смерти, а девушкам обеспечит замужество.
Так что то, что мы привыкли считать веселым праздником весны, оказывается поминками, где масленичные костры — это приглашение умерших предков к обильному ужину, кулачные бои и удалые игрища — в честь ушедших, а непременные застолья с блинами — вид общения с потусторонним миром. Большинство считают блины символом солнца, но это заблуждение. Блины всегда были обрядовой едой на поминках. Их посвящали умершим, паром от них символически кормили души, раскладывая блины на подоконниках, а иногда и на груди покойника. Блинами поминали на могилах, раздавая остатки нищим. Поминальные блины пекли и в «родительские дни».
Поминальные блины на Малую Масленку и Прощёное воскресенье
На Масленицу блин дают в руки чучелу перед тем, как сжечь его, а сам праздник начинается с родительской субботы, которую в Калужской и Владимирской губерниях называли Малой Масленкой. Первый блин кладут «родителям» на слуховое окно, которое в системе русского дома служит дверью в небесный мир. Считалось, что души этот блин съедают невидимо. В других местах первый блин несли на погост и просто клали на могилу. В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших.
В последний день Масленичной недели, в Прощёное воскресенье, было принято в русских деревнях идти с блинами на кладбище, просить прощения у покойных и оставлять им несколько блинов и водку. Хорошим признаком считалось, если на третий день приношения на могиле не обнаруживалось. Это значило, что покойник не сердится на приходившего и благополучен на том свете.
Праздник «новожёнов
Масленицу не назвали бы веселой и широкой, если бы не бросался в глаза ее праздничный дух. Это была едва ли не единственная неделя в году, когда крестьяне веселились, наряжались, ходили в гости и принимали их сами, гуляли напоказ, как на свадьбе. Многие масленичные обряды связаны с молодыми парами, «новожёнами», вступившими в брак зимой или предыдущей осенью. По обычаю они навещали всех, кто гостил на их свадьбе, и поневоле становились едва ли не главными действующими лицами Масленицы. Некоторые ученые предполагают даже, что и Масленица была прежде праздником новобрачных, для которых ставили пиво и пекли блины, как пожелание нескончаемой жизни и плодовитости.
Показать роду и всей деревне силу своей любви, а значит, подтвердить возобновление жизни в семье, новобрачные могли, например, выстроившись «столбами». Пары демонстративно вставали в своей лучшей одежде рядами на главной улице, показывая свою любовь. «Порох на губах!» — требовали поцелуя молодых прохожие. Бесконечные масленичные визиты к родным жениха и невесты, обильные трапезы и возлияния, катания на санях с подружками невесты — всё это закрепляет семейный статус молодых в глазах общины, демонстрирует вхождение «новожёнов» в род на равных с прочими.
Прокати меня, милёнок!
Строго жившая деревня на Масленицу позволяла себе отойти от жестких правил и дать волю рукам, губам и мыслям. Так, в Вятской губернии молодежь устраивала в масленную субботу «целовник». Молодые парни навещали только что вышедших замуж молодух, те подносили каждому ковш пива, а выпивший целовал трижды девицу.
Масленичные катания на санях и салазках с гор были еще одним поводом поближе познакомиться молодым парням и девкам. В больших селах, где устраивали гулянья, молодежь из окрестных деревень останавливалась в домах, где жили знакомые девушки на выданье. На катаньях кучеров из чужих деревень поили допьяна, причем водку и угощенья подносили девушки. Охотно катались на санях и замужние бабы, демонстрируя миру свою зажиточность: из хвастовства подвертывали шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевали перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец на руках.
Какие на Масленицу пекли блины и блинцы
Блины мы уже давно жарим на плите, а не печем в русской печи, но все же помним, что так можно называть только блины опарные, толстые, прочие называют блинцами или блинками.
Блинов существовало великое множество на любой вкус и достаток. Самые простые были на воде, люди побогаче добавляли в них яйца, молоко, сдабривали сливочным маслом и на сковороде, и для пущего шику смазывали готовые блины в стопках. Пекли блины овсяные, гречишные (на них шла смолотая в муку зеленая гречка), красные (эти были из пшеничной муки). А еще пекли блины с припеком, что-то вроде быстрого открытого пирога — таких уж точно сейчас почти не встретишь. Припеком могло служить что угодно: творог, каша, рубленая капуста, измельченные грибы или вареные яйца.
Поварские изыски в рецептах русских блинов встречаются уже достаточно давно. Так, поваренная книга конца XVIII века советует слишком густое блинное тесто разводить сладким ромом, а Игнатий Радецкий в середине XIX века пишет о рисовых блинах с пармезаном. Пшеничные, яблочные, с миндалем, с пряностями — все эти начинки превосходит, конечно, икра. «В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским», — пишет Иван Бунин. Икра при этом имелась в виду черная, осетровая. Красная икра к блинам массово появилась на столах россиян только в самом начале XX века.
Сейчас блины на опаре встречаются не так часто, гораздо больше распространены тонкие кружевные блинчики. Никак не связанные с прошлым наших предков, они становятся фоном для фантазии поваров и хозяек, заворачивающих в них самые разные начинки. Открывающая дверь в мир несуществующего Масленица окончательно превратилась в праздник весны, каким он и должен быть: ярким, веселым, щедрым и вкусным.
Пока нет комментариев