Что такое Индекс туристической привлекательности?
Для составления Индекса исследователи сравнили количество и содержание текстов туристов о поездках по России (в социальных медиа, блогах, на сайтах-агрегаторах отзывов) и объёмы туристического потока в регионах. А по результатам составили рейтинги и отобразили данные на карте России.
- Оценка проводилась для 82 регионов России. Из анализа были исключены Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
- Специалисты КБ Стрелка провели анализ 6 300 000 пользовательских текстов в социальных медиа – на более чем 700 площадках.
- Работа над Индексом шла 12 месяцев – с июля 2019 по июль 2020 года.
На что обращали внимание при работе над Индексом?
При разработке портретов регионов в текстах выявили 6 составляющих туристического продукта:
- Материальное наследие (здания, памятники, произведения искусства).
- Нематериальное наследие (музыка, кулинария, язык, традиции, литература).
- Природа (горы, леса, дикая фауна, реки, озёра, моря).
- Событийная программа (фестивали, спектакли, концерты).
- Технологии и производство (космические технологии, сельское хозяйство, промышленность, военная техника)
- Туристическая инфраструктура (транспорт, гостиницы, кафе, экскурсии, гиды, сувениры).
По этим характеристикам в Индексе построены графики – что весьма удобно для изучения. Например:
- Татарстан лидирует, с точки зрения позитивных отзывов, в нематериальном наследии, а Крым, наоборот, получил больше всего негативных отзывов.
- Республика Саха (Якутия) – лидер в материальном наследии, а Пермский край – занимает последнее место.
- Природных достопримечательностей с положительной и отрицательной оценкой более всего в Крыму, а событийных программ в Татарстане.
- Краснодар – лидер в «Технологиях и производстве», но он же и лидер по отрицательным отзывам по оценке туристической инфрастуктуры.
Образы регионов, представленных в Индексе
Всего выделено 4 образа.
Особые регионы
К группе относятся всего 4 региона: Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Удмуртская и Чеченская республики.
В этих регионах сравнительно низкий поток туристов. Они не воспринимаются путешественниками как важные туристические направления, но поездка сюда способна приятно удивить гостей. Здесь много объектов нематериального наследия, в том числе проявляется яркая самобытность и заметен уникальный местный колорит. Посещение таких регионов можно сравнить с посещением другой страны.
Скромные регионы
К этой группе относятся 7 регионов: Адыгея, Мордовия, Дагестан, Тыва, Калмыкия, Московская область и Хабаровский край. Все они отличаются низким турпотоком.
Регионы не очень активно занимаются продвижением туристического продукта на рынке, но на тех туристов, которые решают их посетить, они, как правило, производят приятное впечатление.
Известные регионы
15 регионов, как с высоким, так и с низким турпотоком. Регионы с высоким турпотоком: Республика Крым, Краснодарский и Алтайский край. Туристы едут туда ради достопримечательностей и природы. Однако качество туристической инфраструктуры у многих вызывает негативные отзывы.
К регионам с низким турпотоком относятся, например, Камчатский край и республика Карелия. По мнению КБ Стрелка развитие туризма в таких регионах не достигло своих предельных показателей.
Малозаметные регионы
К этой группе относятся 56 регионов из 82, прошедших оценку по Индексу. Среди них – многие регионы европейской части России, где расположено больше всего объектов культурного наследия и где проживает большая часть населения страны. Эти регионы доступнее других для туристических поездок.
23 региона группы, несмотря на низкую популярность в социальных медиа и скорее негативный образ, привлекают значительное количество туристов – это Владимирская, Иркутская, Калининградская, Нижегородская области. Здесь есть достопримечательности, которые интересны посетителям. Однако регионы не используют их для комплексного развития туризма, в результате чего популярностью пользуются только отдельные достопримечательности или территории.
33 региона группы отличаются низким турпотоком, несмотря на расположенные в них достопримечательности. К ним относятся, например, Вологодская, Ивановская, Костромская, Новгородская и Псковская области. Причина низкой популярности в том, что среда и культура здесь мало отличаются от повседневности, окружающей большинство россиян, проживающих в европейской части России.
В группе много и республик, образ которых основан на нематериальном наследии. Среди них, например, Республика Коми, Чувашия и Марий-Эл. Они пока не смогли раскрыть свой потенциал, собрать позитивные отзывы и привлечь туристов.
От редакции: взгляд экспертов на ситуацию с туристической привлекательностью регионов России
Мы решили не только рассказать об Индексе, но и пообщались с нашими друзьями – экспертами турбизнеса и людьми, которые профессионально используют туристические возможности регионов РФ.
Денис Бычков, Москва, автор проекта «Москва. Детали»: «На карте к «малозаметным» отнесено множество регионов, которые могли бы занимать высокие места в чартах туристической привлекательности для россиян и иностранцев. Например, Иркутская область, где находится одно из величайший природных образований мирового масштаба – озеро Байкал, республики Бурятия и Башкортостан с их природными красотами, древней культурой и глубокими национальными традициями, уникальные Ямало-Ненецкий регион, Сахалин и тд.
Что касается «малозаметности» Московской области (+ близлежащих городов), здесь прослеживается явное проседание региона по сравнению с временами СССР. Вся та туристическая инфраструктура Золотого кольца и ближайших к столице природных курортов пришла в негодность и уже не выглядит привлекательной в наши дни. Сейчас ситуация с каждым годом улучшается. При этом, в том же Ростове с его знаменитым Кремлем практически нет недорогих гостиниц, мало современных отелей и ресторанов. Где-то дела обстоят лучше – в том же Суздале, но в целом большинство из нас понимает: едешь путешествовать по Московской области и близлежащим городам, на хорошие недорогие отели не рассчитывай. Положительным примером для меня является город Рыбинск. То, как его власти интегрировали историческое прошлое в развитие туристической среды, должно стать примером для глав других городов и регионов».
Елена Ищенко, Ростов-на-Дону, специалист по территориальному маркетингу, эксперт АСИ, один из разработчиков бренда «Вольный Дон»: «Индекс – классная идея, интересная методика, но результат получился несколько искажённый. И вроде всё логично: в зависимости от количества упоминаний и позитивной или негативной эмоциональной окрашенности текстов, регионы распределены на 4 группы. Но некоторые детали всё портят. Во-первых, следовало указать на прикладной характер исследования, который требует профессионального умения его читать и анализировать в сочетании с другими данными. Уже сегодня регионы накрыла волна публикаций СМИ с броскими заголовками «Томская область вошла в группу малозаметных для туристов регионов!», «Белгородская область оказалась малозаметной!» и цитатами из Индекса. Не думаю, что такого результата ожидали авторы. Во-вторых, в качестве источников отзывов взяты соцсети, не ориентированные и не «заточенные» под их аккумуляцию. Игнор авторами TripAdvisor – соцсети, специально созданной для туристских отзыво и борющаяся с накрутками и ложными отзывами, вызывает удивление.
Почему Якутия стоит выше Московской и Ростовской области, хотя хуже по качеству, понимают только профессионалы. Рейтинг отражает ситуацию с текущим турпотоком, помогает специалистам сравнить существующие целевые аудитории территорий, оценить ожидание с реальностью – это инструмент для их системной работы. Работы без шума и пыли».
Анна Клепиковская, директор в Ассоциация «Голос Севера», директор по развитию в Парке «Голубино», Архангельская область: «Индекс, с точки зрения оценки туристических оценок РФ, не открыл ничего нового. Природа, инфраструктура, культура – база для туризма. Это понятно. Вопрос: везде ли нужно развивать туризм? И какой? И зачем?
Конечно же инфраструктура очень нужна, и где она появляется – там меняется в целом качество жизни. С другой стороны, инфраструктурой можно и нужно регулировать потоки гостей. Я про нас (Архангельскую область) поняла: мы инвестируем в инфраструктуру туризма и создаём огромный социальный эффект для территории, то есть создаём рабочие места, качество жизни, образовательные программы для школьников. Хотим ли мы миллионных потоков? Нет. Мы хотим эту историю направить по другому руслу. Для территории достаточно до 100 000 человек в год, чтобы обеспечить достойную жизнь и сохранить красоту природы. И это даст гостям возможность любоваться настоящей, а не диснеевской жизнью.
На отрицательные отзывы от туристов часто влияют субъективные факторы, на которые турбизнес повлиять не может. Например, мусорные полигоны. И это нужно обязательно учитывать всем».
Роман Никитин, главный по туризму в Удмуртии: «Уверен, что Удмуртии удалось войти в своеобразный топ-4 по России не чудом, а упорным трудом и собственной внутренней красотой. Без всякой скромности и со здоровым пафосом: наша республика — уникальный регион с прекрасными жителями.
Большинство откликов от туристов, побывавших в Удмуртии посвящены новинкам инфраструктуры столицы республики – Ижевска. Это Центральная площадь и набережная пруда плюс наша музыкальная составляющая. Радует, что Удмуртия – это не только про заводы, тяжёлый труд и героический подвиг. Удмуртская народная музыка, представленная талантливыми коллективами, рок-фестиваль «YLЕТАЙ», классическая музыка на родине Петра Чайковского – многообразная палитра, «заставившая» гостей поделиться в интернете положительными эмоциями.
В качестве «бонуса» у Удмуртии есть её уникальная природная красота. И в рейтинге «Стрелки» появились Ижевский пруд и водопад на Старой Кенке – рукотворные водные объекты».
Юрий Попов, Нижний Новгород, Председатель Ассоциации «Есть!»: «Проблема в одном – чиновникам, ответственным за туристическую привлекательность, нужны «быстрые победы», а вопросы, требующие муторных системных решений, они оставляют преемникам. Например, в Нижнем Новгороде вопрос стоянки туристических автобусов не решается годами. И проблема с общественными туалетами тоже. Перечисленное выше не может быть нерешаемой задачей, но тем не менее много лет подвижек нет. Чего уж говорить о более серьёзном?
Индекс – идея здравая, хотя нужно учитывать особенности городов и регионов. Например, паломнический туризм. Для паломников будет всё отлично, а для обычных людей не всегда – слишком разные запросы, ожидания и требования. И, как мне кажется, интересы «религиозных» туристов редко учитывают при составлении обзоров достопримечательностей регионов и, поэтому их отклики в таких рейтингах не учтут. А в Нижегородский регион подобных экскурсантов приезжает больше 1 млн. в год».
Татьяна Соколова, Тверская обл., создатель туристического проекта «Экспедиции в Торжок»: «Тверская область малозаметна, потому что акцент на туризм появился в региональной повестке (государственной и общественной) только последние 3-4 года. Тогда же было создано министерство туризма, которого не было ещё в начале 2016 г. При этом, количество разговоров о туризме не переходит в качество. Локомотивных качественных турпроектов мало – они живут, выживают или развиваются сами по себе, без особой поддержки государства, за счёт собственных ресурсов, компетенций и мышления. Они как правило разрозненны, не создают целостную картинку туристической карты Тверской обл. У государственных структур своя повестка, в 90% случаев они работают на отчеты и соответствие ожиданиям своего руководства.
Такие рейтинги однозначно нужны. Это как обзор слепых зон, которые не видны и не очевидны, а когда их подсветишь, открывается больше понимания. Вместе с этим не стоит сильно расстраиваться, если идёт много негатива, его по определению в разы чаще пишут, чем про что-то хорошее. На данном этапе сложно работать над переламыванием ситуации из минуса в плюс (просто не получится), но над уменьшением негатива работать однозначно нужно. Необходимо накапливать и ценить свой позитивный опыт, пусть даже маленький. Ещё больше любить свой регион, своих гостей и свои проекты».
Александр Стариков, Москва, генеральный директор event агентства Team Land: «Методика расчета Индекса не позволяет применять его в сфере корпоративного туризма. Поскольку абсолютно разные требования к корпоративным программам и туристическому продукту для физических лиц. Это просто разные вселенные. Для корпоративных программ главное: транспортная доступность (аэропорт, короткий трансфер), инфраструктура (конференц-возможности, отели определенного уровня), сопровождение мероприятия провайдером, повышенное внимание к безопасности участников, отсутствие сезонности. Корпоративный туризм – это сначала мероприятие, с определенными целями, а лишь потом уже туризм.
На территории России существует несколько кластеров, которые более-менее подходят для проведения мероприятий корпоративного туризма. Главный и лучший на сегодняшний – это Сочи + горный кластер Розы Хутор. Достаточно популярен Байкал, Карелия, Горный Алтай. Во всех этих местах деловая часть прекрасно сочетается с активностями на природе. Очень большой потенциал у Крыма, но пока там большая проблема с отелями хорошего уровня. Очень круто развивает сейчас туризм Чечня, но им мешает репутация опасного региона и они усиленно пытаются этот стереотип разрушить».
Индекс туристической привлекательности регионов России см. здесь.
Hz, как писала в материале: "Малозаметные регионы. К этой группе относятся 56 регионов из 82, прошедших оценку по Индексу". Там, наверное, есть и Курганская область. Видимо, туристы плохо знают ее.
Hz (гость)
27 января 2023 г.Курганская область настолько малоизвестная, что здесь про неё даже не сказано. :)