Экомаркировка: инструкция, как правильно ее читать на продуктах и вещах

Экомаркировка: инструкция, как правильно ее читать на продуктах и вещах

Мой Магнит
17 июня 2024 г.
0Комментировать

Часто на упаковках разных товаров можно увидеть значки с эко-символикой. Далеко не все умеют правильно их читать и трактовать. Мы подготовили гид, который поможет делать покупки более осознанно и еще лучше заботиться о своей семье и о природе.

Экомаркировка: инструкция, как правильно ее читать на продуктах и вещах
Экомаркировка: инструкция, как правильно ее читать на продуктах и вещах (Фото: Shutterstock/FOTODOM)

Что такое экомаркировка?

Экомаркировкой называют специальные символы, которые показывают, что тот или иной товар прошел добровольную сертификацию и безопасен для человека и окружающей среды. Такие значки можно увидеть на упаковках продуктов питания, косметики, этикетках одежды и текстиля, на бытовых приборах и многом другом.

Сегодня в России есть единственная система экосертификации, признанная во всем мире – это значок с надписью «Листок жизни». Это так называемая маркировка первого типа – она предполагает строгий контроль над всеми этапами производства товара. Цель такой сертификации – убедиться в том, что продукт не содержит потенциальных опасных веществ и производится по принципам устойчивого развития (то есть, без вреда для окружающей среды).

Так, «Листок жизни» на фруктах и овощах говорит о том, что они не были обработаны вредными удобрениями, на курином мясе – что куриц кормили натуральными кормами без добавления гормонов и антибиотиков. Эта же маркировка на бытовой химии – знак того, что в составе нет токсичных компонентов, таких как фталаты.

На прилавках также можно встретить продукцию с международными символами – например, европейским Ecolabel, французским EcoCert или турецким знаком экологической чистоты Turkish Environment Label. Свои системы сертификации есть почти у всех стран. Все они объединены в Глобальную сеть экосертификатов GEN.

Любой из этих сертификатов говорит о том, что при производстве товара соблюдаются строгие правила экологической безопасности – контролируется вся цепочка, от получения сырья до изготовления упаковки.

Для чего нам разбираться в экомаркир

Всегда обращайте внимание на любые обозначения на упаковке, они могут нести дополнительную информацию о продукте
Всегда обращайте внимание на любые обозначения на упаковке, они могут нести дополнительную информацию о продукте (Shutterstock/FOTODOM)

Не каждый продукт с припиской «эко» говорит о том, что товар действительно экологичен и безопасен. Некоторые производители намеренно помещают на упаковки изображения цветов и листьев, а также типично «зеленые» надписи – например, «био», «натуральное» или «органическое». Такое явление даже получило отдельное название – гринвошинг, «зеленый камуфляж», когда нет основательной доказательной базы по экопозиционированию. Чтобы более осознанно выбирать продукты и товары, которые не вредят человеку и окружающей среде, стоит разобраться с эко-символикой.

Какими еще бывают эко-символы?

Помимо «больших» сертификатов (таких, как «Листок жизни») есть значки, которые говорят об отдельных свойствах товара. Например, о том, что он не тестировался на животных, или что сырье для него закупалось у фермеров по честным ценам, или что упаковка является биоразлагаемой.

В результате на одной этикетке могут находится сразу несколько разных символов. Чтобы не запутаться в их разнообразии, лучше разделить их по группам – на те, что говорят о производстве, о составе продукта и об упаковке.

Производство

Больше всего о нем могут рассказать те самые «большие» сертификаты, о которых шла речь выше. Но есть и отдельные эко-символы.

Так, значок с надписью Fair Trade («справедливая торговля») говорит о том, что продукт или сырье для него были приобретены у фермеров с соблюдением определенных условий, которые включают поддержку социальных программ.

Знак Лесного попечительского совета (на нем написана его аббревиатура FSC), в который входит и наша страна, сообщает о том, что при производстве продукта не страдают лесные экосистемы.

На одном продукте может быть сразу несколько экомаркировок
На одном продукте может быть сразу несколько экомаркировок (Shutterstock/FOTODOM)

А маркировка «Прыгающий кролик» (в англоязычной версии Cruelty free) свидетельствует, что сам товар и сырье для него не тестировались на животных.

Состав

Маркировка «Органик» говорит о том, что сам продукт или сырье для него были выращены с соблюдением правил органического земледелия (в нашей стране их регулирует Федеральный закон N280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Правила эти довольно сложны – например, нельзя обрабатывать «химией» семена растений и использовать для их выращивания большинство синтетических удобрений. А при производстве молочных и мясных продуктов животным необходимо обеспечить оптимальные условия содержания и кормить натуральными кормами.

Помимо российского, есть европейский знак «евролист» и его американский аналог USDA Organic – оба подтверждают, что продукт является органическим. А вот значки Bio или Био в нашей стране не регулируются законодательством. Так что на такие надписи на этикетке внимания можно не обращать.

Обозначение Vegan (веган) – свидетельство того, что в составе продукта нет сырья животного происхождения. Это относится не только к еде, но также к аксессуарам, одежде, бытовой химии и косметике.

Маркировка DAAB встречается не так часто, но о ней тоже полезно знать – она подтверждает, что товар безопасен для аллергиков и астматиков. Ее можно найти, например, на упаковках косметики или бытовой химии.

Об упаковке

Маркировка в виде зеленой ленты Мебиуса говорит, что товар и/или его упаковку можно отправить на вторичную переработку.

На упаковке часто можно увидеть зеленую ленту Мебиуса
На упаковке часто можно увидеть зеленую ленту Мебиуса (196 Below)

А вот чтобы понять, как сделать это правильно, нужно посмотреть на еще один знак вторичной переработки. Это черно-белый треугольник из стрелок, внутри которого есть цифровой код, а под ним указаны латинские буквы. В этих значках зашифрован материал, из которого изготовлена упаковка.

Так, цифры от 1 до 7 обозначают разные виды пластика. Как правило, материалы под номерами от 1, 2, 5 и 6 легко принимают на переработку. Пластик с маркировкой 4 можно сдать далеко не везде.

Изделия из пластика с цифрой 7 не перерабатываются, так что их лучше использовать повторно. А пластика номер 3 вообще лучше избегать из-за того, что его невозможно ни переработать, ни использовать второй раз.

Научившись ориентироваться в этих значках, вы сможете легко выбирать безопасные и качественные товары. А еще – правильно утилизировать их упаковку, чтобы не наносить вреда природе. Именно так выглядит по-настоящему осознанное потребление – делать экологичный выбор и оставлять за собой минимальный след.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
7 привычек, которые сделают ваш быт экологичнее
7 привычек, которые сделают ваш быт экологичнее

Не выбрасывать еду, расходовать меньше воды и света, использовать многоразовые предметы – эти маленькие привычки могут внести большой вклад в благополучие планеты. Рассказываем, что можно изменить в своей жизни прямо сейчас, чтобы сделать мир чуть чище и прекраснее.

Шеринг-философия: что это такое и почему она становится всё популярнее
Шеринг-философия: что это такое и почему она становится всё популярнее

Шеринг-экономика – один из глобальных трендов, который пришел на смену царившему в «золотые 2000-е» культу гламура и обладания. Идея осознанного потребления плюс развитие технологий подарили нам новую, более гибкую и комфортную философию. Суть в том, что вместо того, чтобы покупать что-то новое, люди чаще стали делиться или меняться. И оказалось, что это не уменьшает удовольствия от пользования той или иной вещью! А вдобавок еще и позволяет экономить деньги, пространство и ресурсы. Рассказываем, какими бывают шеринг-сервисы и чем они удобны.

На страже иммунитета и хорошего настроения: 4 вкусных и полезных суперфуда, знакомые нам с детства
На страже иммунитета и хорошего настроения: 4 вкусных и полезных суперфуда, знакомые нам с детства

При упоминании слова «суперфуд» у многих сразу появляется следующий ассоциативный ряд – что-то экзотическое, труднодоступное, дорогое. На самом деле многие из них знакомы нам с самого детства. Суперфуды – это продукты с высокой пищевой ценностью. Рассказываем о четырех вкусных и полезных продуктах, которые помогут вам вывести свой рацион на новый уровень.

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов
Ваши данные защищены reCAPTCHA
КОММЕНТАРИИ
Уже зарегистрированны на gastronom.ru? Войдите или оставтье комментарий как гость
Ваши данные защищены reCAPTCHA

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image
Ещё больше рецептов и вкусных идей в наших соцсетях