Верность традициям блюли три дня, с пятницы 25 ноября по воскресенье 27 ноября. Братия явно не слишком пристально инспектировала торговцев, иначе едва ли можно было бы здесь обнаружить молдавское вино в литровых пластиковых бутылях без этикеток, по 200 руб. за литр. Бутыли, впрочем, не бросались в глаза. А местные жители, спеша через площадь по своим надобностям, дивились на чудо, толкались у прилавков и доставали торговцев одним и тем же вопросом:
- И давно вы тут?
- Да второй день. Завтра уже сворачиваем.
- А в следующий раз когда?
- Да когда благословят...
Окрестных обитателей можно было понять: ни в ближайшем супермаркете, ни даже на Даниловском рынке, что в пешей доступности от этих мест, ни за что не купить того, чем торговали на подступах к патриаршей обители. Замороженные, один к одному, опята – вологодские, а не китайские (100 руб./кг), Соленые моховики из великоновгородских лесов (250 руб./кг). Нерафинированное подсолнечное масло из-под Тамбова (100 руб./литр), отжатое из свежих или жареных семечек, с острым запахом, вызывающим в памяти картины детства. Ростовский каштановый мед (800 руб./ кг).
С утра в выходные, дабы подсластить постную пилюлю, на площади устраивали молебны и, в продолжение программы, выступления фольклорных ансамблей. У входа в обитель монастырский шеф-повар Олег Ольхов (и приглашенные шефы) проводили мастер-классы – квашение капусты, рыбные котлетки... Воронежский гость Сергей Бочкарев солил в своем шатре семгу и торговал вяленой камбалой и копченым палтусом. От запаха сводило челюсти. Какой пост - налицо пир живота! И в этом было главное лукавство происходящего. Да, в пост верующим нельзя масла, мяса etc. Но даже я, не православная, понимаю: суть поста не в том, чтобы найти запретному плоду адекватную замену, а в том, чтобы вовсе без него обойтись. Сидеть на хлебе с водой, изживая в себе гурмана, думая не о пище, а о душе. О грядущем красном празднике, но не о красной икре.
Да, и по поводу рыбы. Все словно забыли, что рыбу в пост дозволено есть раз в неделю. Между тем, львиная доля постного рынка торговала дарами морей и рек. Наряду с мурманской камбалой (160 руб./кг) можно было купить средиземноморскую тюрбо, черноморскую кефаль (210 руб./кг), балтийскую корюшку (175 руб./кг). В мороженом виде, что представлялось проблемой: на улице было +2ºС, к середине дня в воскресенье распогодилось, рыба таяла на глазах, и утешаться можно было разве что рыбой вяленой, соленой, копченой и просто икрой - красной и черной, из палтуса, стоивший немногим дешевле лососевой (1410 руб./кг против 1600). Если верить ценнику, икра была малосоленой. Но на мой вкус, даже пересоленной, если сравнивать ее с той икрой палтуса, которую я купила неделю назад в «Ашане».
С молочными продуктами обстояло хуже. Самый изобильный прилавок торговал исключительно белорусской продукцией. «Откуда, - спрашиваю, - везете?» - «Гомель, Минск», - отвечают. Гомель в недавнем прошлом - радиоактивная зона. Период полураспада радиоактивных элементов на нашем веку не закончится. Он еще толком, боюсь, и не начался.
А за соседними с белорусами прилавком два молодца в монашеских одеждах из Нило-Столобенской Пустыни (где-то на Селигере) бойко торговали консервированными солениями (200 руб. за литровую банку). Помимо банок, они предлагали настоящие деликатесы: восхитительный ржаной, без примесей, хлеб, нежнейшую коврижку из шоколадного теста и копченых сазана и сига - ради них можно родину забыть. Попутно у монахов можно было разжиться медовухой (безалкогольной), ягодным сбитнем, и всем этим они торговали так ловко, что сомнения в их принадлежности к духовному сословию наверняка посетили не меня одну.
Напротив монахов сестры во Христе торговали продуктами из закромов хозяев праздника – Данилова монастыря. И я снова купилась. На приобретенной мной упаковке апельсиновых кексов было указано: «Постный продукт». И еще «бездрожжевой». Сбоку – монастырский логотип. Уже дома я обнаружила в перечне ингредиентов коньяк. Меня это, понятно, не могло остановить. А вас?
Иллюстрации в тексте: Анна Кантемирова
Анна (гость)
26 февраля 2012 г.Все, что можно почерпнуть из текста: автор - не православный человек, а люди, пришедшие и торгующие рыбой и алкоголем во время поста, - как минимум обманщики, требующие наказания. Судить как раз Вы не имеете права. В вопросах православия наблюдатель Вы не внимательный. А вот Ваше мнение по данному вопросу вполне очевидно, только не пишите, пожалуйста, о том, о чем не имеете ни малейшего представления.
Вкуснейший репортаж!!! И немного остроумный:)
автор (гость)
30 ноября 2011 г.По поводу вина: мои к нему претензии состояли в том, что название продукта -- "вино" -- было указано лишь на ценнике, разлит напиток был в пластиковые бутылки без опознавательных знаков. Торговля непонятно каким вином без документов -- подсудное дело. Устроитель ярмарки должен за такими вещами следить и за них отвечать. Коньяк же в качестве разрыхлителя -- до этого бы не додумались даже бутлегеры времен американского сухого закона. Коньяк в десерты добавляется ради аромата -- подтверждаю, кексы были недурны, коньячный аромат никуда не делся. По поводу допущения, а точнее, недопущения в пост крепкого алкоголя существуют четкие указания, не допускающие разночтений. Растительное происхождение тут ни при чем, а ваша попытка смешать явления разного порядка -- очередное лукавство, из многих, слышанных мной из уст православных неофитов и пиарщиков от РПЦ. Это лишь попытка оправдать несоблюдение ограничений, которые налагает на верующих религия. Я, собственно, и не возражаю -- как я уже подчеркивала, не будучи православной, я лишь наблюдаю за процессом. Однако наблюдатель я внимательный. И даже не придерживаясь православных норм поведения, я в праве судить о том, как хранят им верность те, кто кричит о своей вере на каждом углу. Боюсь, что истинно верующий человек никогда не ввязался бы в подобный спор и не стал бы оправдывать явное упущение производителей Данилова монастыря и обсуждать с батюшкой меру своего поста. Он его соблюдал бы -- или нет, но ни за что не стал бы нападать на иноверцев. Это, знаете ли, как раз и не по-христиански.
Ульяна (гость)
30 ноября 2011 г.Никакой злобы не заметила. Нормальный интересный репортаж. Наверное я сама добрая, раз злобы не увидела...
Людмила (гость)
30 ноября 2011 г.Коньяк или водка является продуктом растительного происхождения. Пьянство являтся грехом и в скоромные дни, а добавка в тесто-это не грех, а разрыхлитель,тем более во время тепловой обработки спирт испарится. Каждый определяет меру своего поста с о своим батюшкой(а не из интернета). Растительное масло и вино допускается во время поста по выходным( без злоупотребления-для поддержки сил) даже во время Великого поста, а Рождественский пост самый нестрогий-разрешена рыба за исключением понедельника ,среды и пятницы. Сколько же злобы в этой статье и осуждения, а между тем автор даже не в теме...и не стесняется своей некомпетенции) Может быть Вам попоститься самой- добрее станете...наверное...