Еврейский рынок Махане Иегуда (в переводе «лагерь Иегуды») — старейший действующий рынок Израиля. Он открылся в 1887 году.
Добираться до рынка очень удобно. Сейчас рядом с рынком проходит трамвайный маршрут (единственный в Иерусалиме). Здесь есть лавки иракские, персидские, эфиопские, иранские, тунисские и те, что держат выходцы из России и бывшего СССР. Рядом множество небольших ресторанчиков с ближневосточной кухней, к которым присоединились недавно открывшиеся итальянские, английские, испанские, индийские, турецкие и французские кафе. Помимо еды, на рынке можно приобрести подарки и сувениры: иудаику, ювелирные изделия, керамику и недорогую одежду.
Если бы я хотел купить продукты подешевле, отправился бы туда к закрытию торговых рядов. К вечеру цены падают вдвое, так как продукты перестают считаться свежими. Но цель моя — проникнуться местной атмосферой, а потому я пришел на рынок Махане Иегуда утром в пятницу. В это время местные жители закупаются для традиционного субботнего утра — евреи готовятся к шаббату.
Как и многие завсегдатаи рынка, я начинал свой поход с пекарни Марципан, что справа от входа на рынок, на улице Агрипас. Знаменита она не марципанами, а традиционной еврейской выпечкой ругелах — маленькими круассанами с начинкой.
Рынок встретил меня огромным прилавком с горой румяных хал. «Купить и съесть немедленно!» — мысль промелькнула как приказ. Но я заставил себя пройти мимо. Ведь откусив кусочек, остановиться будет невозможно.
Часа два я бродил по рядам. Покупал только то, что просто нельзя было не купить. Переходя от лавки к лавке, от халвы к специям, от фруктов к мясным деликатесам, от выпечки к вину и сырам, я всего-то и взял, что тхину, заатар, халву, ваниль, финики сорта маджуль (один из самых сладких сортов в мире), халу и огромный мандарин.
Моя сумка так потяжелела и разбухла, что стала мешать передвигаться. К мандарину просился и здоровенный гранат, но я решил ограничиться стаканчиком сладкого, чуть терпкого свежевыжатого гранатового сока — в Израиле на каждом углу вам готовы отжать сок из свежайших фруктов и овощей, сделать коктейль или разноцветный смузи.
Как оказалось, разглядывая горы зелени и овощей и художественно выстроенные пирамиды из сладостей или специй, я успел пройти улицы Афарсек (персик), Агас (груша), Эгоз (орех), Шакед (миндаль), Шезиф (слива), Тапуах (яблоко) и Тута (тут). Все они находятся прямо на рынке.
Освежившись, я двинулся с ревизией по местным ресторанам и кафе.
Первой точкой на моем маршруте была лавка Узи Эля — выходца из Йемена. Прямо перед входом Узи рассказывал, что был на грудном вскармливании до пяти лет, а затем стал сосать молоко у козы, однако она — так случилось — в скором времени погибла. Во время рассказа он прикладывал к груди огромный этрог (это такой лимон-переросток). Затем он вдруг очень громко, как-то по-театральному, рассмеялся. Я подумал, что нечаянно нахлынувшие воспоминания о козе, безвременно ушедшей из жизни, сказались на его психическом состоянии. На самом деле Уэи Эль показывал, как правильно смеяться для того, чтобы избежать проблем со здоровьем.
Впрочем, верным средством от всех болезней оказались не смех и не молоко, а дикий лимон этрог, из которого Узи делает целебные кремы и масла. Я попробовал этрогат — сок, приготовленный из этрога, грейпфрута и ката, — и почувствовал невероятный прилив здоровья и пробуждающийся аппетит.
В грузинском кафе Хачапури пришлось отстоять небольшую очередь, но таких вкусных хачапури с сыром и зеленью я не ел никогда!
В соседнем кафе Муслин я выпил чашечку ароматного кофе и съел домашнее мороженое со вкусом шафрана. Для полноты картины решил попробовать и местный фастфуд. Кстати, за всю историю современного Израиля не было зафиксировано ни одного отравления продуктами, купленными не только в магазине, но и на рынке.
По дороге к четвертой вкусной точке я успел купить керамику (тарелки, пиалы), её делают местные армяне, и кипу — уж очень мне понравился орнамент.
На открытой части рынка послушал местного Элвиса Пресли (образ великого музыканта — костюм, гитара, прическа — был органично дополнен кипой и пейсами).
А вот и моя цель — самбусак! Его собирают, как конструктор, из подготовленных ингредиентов: обжаренный во фритюре пустой пирожок из пресного теста надрезают, намазывают изнутри хумусом и наполняют овощами по вашему вкусу.
Самбусак был настолько хорош, что я решился и на горячий напиток сахлаб.
Чтобы понять, что это такое, возьмите горячее молоко, влейте розовую воду, добавьте сахар, кукурузную муку, рубленые фисташки, кокосовую и миндальную стружку. Глоток — и вы в Иерусалиме!
Проведя на рынке Махане Иегуда около четырех часов, могу смело посоветовать всем туристам, которые собираются в Иерусалим, включить его в список обязательных к посещению достопримечательностей.
Кстати, случайно купленная на рынке кипа пригодилась в тот же день. После рынка я пошел гулять в старый город, и там пришлось надеть кипу, чтобы подойти к стене плача, ибо мужчины не могут приближаться к этому святому месту без головного убора.
Пока нет комментариев