Ален Кастель – представитель второго поколения хозяев Castel («Замки и владения Кастель»). Компания Castel – самый крупный винный производитель Франции, владеющий 18 замками, а также 3 000 га виноградников во всех винодельческих регионах Франции и в некоторых африканских странах (где помимо прочего группа Castel занимается еще и пивом, и газированными напитками). Однако мсье Кастель в семейном бизнесе занимает должность генерального директора, курирующего именно вино. А вино для группы Castel – это 650 миллионов бутылок в год, из которых 70% выпивается во Франции, а оставшееся отправляется за границу, в том числе и в Россию.
Ольга Волкова: Господин Кастель, вы родились в семье, посвятившей свою жизнь вину, так что вы были просто обречены стать виноделом. А у вас когда-нибудь возникали сомнения по поводу своей наследственной профессии?
Алан Кастель: Ну, разве что в детстве, когда я мечтал стать пожарным, но это быстро прошло. Мне было лет восемь, когда я впервые попробовал вино – разумеется, родители дали мне только капельку красного, да и то с водой, и все же вкус семейного дела я узнал довольно рано. Конечно, тогда, много лет назад, группа Castel была куда скромнее, чем сегодня и о нынешних объемах мы могли только мечтать. А если вспомнить о том, как все начиналось…
А как все начиналось?
Начиналось все непросто. У моих предков – испанские корни; и вот, когда на их родине к власти пришел Франко, дед с бабушкой и многочисленными детьми решили перебраться во Францию. Здесь дед работал каменотесом, дети – сезонными рабочими, а одна из сестер ходила по домам и продавала вино, в чем ей иногда помогали прочие члены семьи. Словом, беженцам из Испании пришлось заниматься тяжелой черной работой. Однако в результате совместных усилий им удалось скопить немного денег.
И вот в 1949 году они сумели создать в Бордо небольшую компанию, занимавшуюся торговлей вином. А ее основателем и президентом стал мой дядя Пьер Кастель – собственно, он и сейчас стоит у руля рожденного им семейного предприятия. И хоть сегодня Пьеру уже хорошо за восемьдесят, он и не думает о том, чтобы оставить дело своей жизни и удалиться на законный отдых. Наверное, эту молодую энергию ему, как и всем нам, дает наше любимое вино, которым сейчас занимается уже третье поколение семьи. Да и четвертое уже подрастает.
Сейчас только и слышно – у всех кризис, у всех трудности, все экономят и сворачивают производство. А Castel покупает новые замки и компании - что, для вас кризиса не существует?
Конечно, не заметить всемирных финансовых проблем не может никто. Однако дом Castel шесть десятков лет работал на свою репутацию – и теперь репутация работает на нас. Все, кто хоть немного разбирается в вине, знают, что наши вина отличаются идеальным соотношением цены и качества, и что у нас есть бутылки на любой вкус и кошелек. И недорогие столовые вина, и элитный замковый продукт – у всего есть свои покупатели, и этих покупателей становится все больше. Когда в начале 90-х мы пришли на российский рынок, мы продавали 150 000 бутылок в год, а сейчас доросли до 15 миллионов. Каждая пятая купленная в вашей стране бутылка французского вина сделана нами.
У вас все начиналось с бордо. Ну а теперь?
Группа Castel давно уже вышла за пределы родного региона. Теперь у нас есть вина из Лангедок-Руссильона, Божоле, долины Роны, Прованса – и все же бордосские замковые вина остаются нашей первой любовью. Правда, с финансовой точки зрения вина из замков совсем не так прибыльны – имя «шато» носит всего 5 миллионов выпускаемых нами бутылок, однако именно они были и остаются нашей гордостью и нашим вдохновением. Ведь замковые вина дают нам возможность работать на земле и ощущать весь процесс сотворения вина от начала и до конца. А производства-гиганты такого наслаждения дать, увы, не могут.
А какое из вин Chateaux et Domaines Castel предпочитаете лично вы?
Разумеется, то, которое носит имя Chateau du Lort! Видите ли, в нашей семье практически у каждого есть свой любимый замок. Так, Пьер живет и внимательно следит за виноградниками замка Barreyres, ну а замок Lort – это моя вотчина. Правда, сам дом пока не обитаем – как и большинство наших замков, он покупался в состоянии, близком к руинам, так что пока здание восстанавливается.
Зато виноградники в замке отличные, в основном мы выращиваем там мерло и каберне совиньон - и производство вина уже налажено. Причем производство в этом замке особое – механизм подачи ягод устроен так, что виноградины не давятся, а попадают в чан целиком. Возможно, процесс выглядит более хлопотным, зато в благодарность мы получаем замковое вино с особенным вкусом и ароматом. Ну а если говорить о прочих винах нашей компании, то мне особенно по душе Chateau Ferrand – красное классическое бордо, шелковистое и с тонким вкусом.
Кстати о Chateau Ferrand: красное вино с этим названием мы можем найти в российских магазинах. А вот превосходное белое из этого замка почему-то до нас не доходит.
К сожалению, белого Сhateau Ferrande на всех не хватает – мы выпускаем всего 25 000 бутылок в год, на что идет урожай с 5 гектаров виноградников. Впрочем, вскоре мы немного расширимся, прибавим еще два гектара, ведь это яркое вино действительно пользуется огромным спросом, который полностью удовлетворить невозможно. Зато большинство остальных наших вин – к услугам знатоков и ценителей. Чтобы быть поближе к российским любителям вина, в 2006 году мы даже начали разливать некоторые наши вина в подмосковном Клину.
Знаю, что многие ваши соотечественники с недоверием относятся к таким вещам – считают, что вино, разливавшееся в России, непременно окажется хуже вина, попавшего в бутылку еще во Франции. Уверяю вас – в нашем случае это не так: все, что делается на нашем заводе в Клину, происходит не только под нашим строжайшим контролем, но со строгим соблюдением всех французским стандартов. Мы занимаемся вином на всех этапах его создания: выращиваем и собираем виноград, делаем вино, разливаем его по бутылкам (и неважно, где это происходит, в России, во Франции или где-то еще – все равно это делаем мы).
Вы винодел, и вы – француз. Считаете, что вино может быть или французским, или никаким?
Вовсе нет! Прекрасные вина есть и в Италии, и в Испании, и в Чили, и у вас в России – я пробовал очень неплохое вино из Краснодарского края, к сожалению, не запомнил его названия.
И какие же вина хранятся в вашем собственном погребе?
Бордо. И немного бургундского.