Прогуляйтесь по территории Кремля. Погружение в атмосферу древнего Коломенского посада гарантировано: церкви, деревянные домики с палисадниками и коты на завалинке, исключительно белой и черной мастей. Благолепие!
Через Пятницкие ворота выходите к набережной реки Москвы. Чуть правее, в конце Водовозного переулка, недавно установили памятник водовозу. Место выбрано неслучайно: по переулку раньше возили воду с Москвы-реки, снабжая ею всю старую Коломну. В кружку водовоза киньте монетку и потрите, загадав желание. Следующая цель — музей пастилы.
Поднимайтесь по улице Арбатская. На пересечении с Посадской, в доме 13а — напротив храма Николы на Посаде — находится Музей коломенской пастилы. Он обосновался во флигеле старинной купеческой усадьбы Сурановых, построенной в 1800 году.
Внутри уютно и тепло: множество старинных вещиц и книг. Возникает ощущение, будто вы перенеслись в начало ХIХ века. Слегка театр: интерьер и обстановка реконструированы по литературным текстам писателя Ивана Лажечникова. Здесь все предметы связаны с историей пастилы: рукописные рецепты, учебники для кондитеров-пастильников и упаковка, в которую заворачивали пастилу.
Во дворике музея можно наблюдать размеренную городскую жизнь того времени. Здесь топят старинную печку-буржуйку, а на веранде пьют чай, конечно же, с пастилой.
По соседству находится и второй музей. Пастильная фабрика расположена на улице Полянской, 4. Здесь в 1852 году купец Петр Карпович Чуприков открыл пастильное заведение. И неудивительно: в начале ХХ века в России начался кондитерский бум, а коломенские пастилы того времени шли даже на экспорт.оломенские пастилы
В двухэтажном доме, начиная с 1900 года, находился магазин колониально-бакалейной торговли. Здесь торговали кофе, сахаром, чаем, пряностями, сухими фруктами, макаронными изделиями и, конечно, пастилами. Слово «пастила» писалось до начала XX века как «постила», что отражало технологию ее приготовления. Яблочное пюре выстилали и затем подсушивали в печи. В свое время это был способ сохранения богатого яблочного урожая — антоновки, титовки и зеленки.
Первоначально подсушенное яблочное пюре было кислым, без сахара. Его называли «паста» и использовали для подкисления супов, борщей, щей. Много было не съесть, а потому в него добавили сахар. Получилась смоква, которую если вприкуску с чаем. Информацию о том, когда неизвестный умелец придумал взбивать яблочное пюре с сахаром и яичными белками, история не сохранила, но лакомство стало популярным.
Коломенскую пастилу готовят по рецептам XIX века; у нее совершенно особый вкус и и вид. Работники музея приложили немало усилий, чтобы воссоздать тот самый, настоящий вкус коломенской пастилы. Рецепты искали в архивах Коломны и в Ленинской библиотеке. Не обошли вниманием и воспоминания современников и кулинарные записи-рецепты жен великих русских писателей Льва Толстого и Федора Достоевского. По найденным рецептам пастилу пробовали готовить, адаптируя под современные продукты, технологии и вкусы. В результате более 50 рецептов были найдены, а больше 20 опробованы и восстановлены.
Основа пастилы — яблочное пюре и сахар. Из него получают пастилы плотные, рыхлые или взбитые. В качестве дополнительных ингредиентов используют взбитый белок, а также различные добавки в виде ягодного, фруктового или овощного пюре. В качестве таковых добавляют сливовое, абрикосовое, клюквенное, малиновое и брусничное.
Тут же можно попробовать любимую пастилу Достоевского - «Белая палочками». Писатель был сластеной и держал на прикроватном столике шоколад и любимую пастилу. Красную смокву, похожую по вкусу на мармелад, и белую пастилу, похожую, по выражению современников, на «облачко из яблок». И действительно, пастила тает во рту!
Кроме того, есть здесь и необычные пастилы — «Дорожная», с добавлением сливочной карамели, «Тыквенная» — с тыквенным пюре. Для разнообразия рекомендуем попробовать пастилу «Союзную», из нескольких пастильных слоев с добавлением черничники, черной смородины и какао. Не менее забавная пастила «Трезвость». Экстракт хмеля, лимонный сок и мята, входящие в ее состав, заметно бодрят и освежают.
Иллюстрации: Ольга Родионова
Пока нет комментариев