Коломна — место для гастрономических путешествий привлекательное. Здесь работает единственный в мире музей пастилы. А главное — что сама русская пастила, как говорят, родом из Коломны. Мы отправились сюда попробовать настоящую коломенскую пастилу и посмотреть один из самых красивых городов Подмосковья. Мы — это ГастроЛелек, ГастроБолек и еще куча всевозможного народу.
Музей коломенской пастилы открылся в начале 2009 года — и уже сейчас стал, пожалуй, одной из интересных туристических достопримечательностей Подмосковья. Добраться до музея просто: на машине (а мы были на машине) с Новорязанского шоссе свернуть на улицу Октябрьской революции, которая пересекает всю Коломну; по левой стороне улицы в центре города высятся стены Коломенского кремля, который надо обогнуть до добраться до Посадской улицы. На ней красуется одна из старейших коломенских церквей — Храм Николы на Посаде (XVII век). Напротив него, в доме 13а и расположился музей, полное название которого звучит так: «Коломенская пастила. Музей исчезнувшего вкуса у Николы на Посадях».
Мы входим в деревянные ворота и оказываемся перед старым домом, выстроенным ещё в 1800 году. Некогда здесь располагалась лавка сладостей купцов Сурановых. Торговали они в том числе и домашней пастилой. По некоторым данным, пастила известна с XIV века и предположительно изобретена жителями Коломны. До начала XX века слово писали как «постила», то есть нечто «постланное», «расстеленное», что было в сознании людей связано с технологией изготовления пастилы. Впрочем, авторитетный Максим Сырников в своих книгах утверждает, что слово «па(о)стила» этимологически восходит вовсе не к «постилать», а к латинскому pastillus — «лепёшка». Коломенцы с ним не согласны: какой-такой pastillus, когда русскому человеку, как ежу, — всё понятно.
Русскую пастилу готовили из взбитого пюре яблок кисловатых русских сортов. В Коломне это были антоновка и забытая ныне горская зеленка. Забытая настолько, что найти саженцы этого местного сорта сотрудникам музея пока не удалось. Пожелаем им удачи в их дальнейших поисках. Пастильщики (и пастильщицы) готовили пастилу также из мякоти ягод — брусники, рябины, малины, смородины, клубники. В Коломне предпочитали клубнику. Ягодную мякоть использовали либо саму по себе, либо смешивали с яблочной; делали и пастилу с разными вкусовыми слоями. Второй важный компонент пастилы — мёд, а с XIX века также сахар. Третий (необязательный) компонент пастилы, — яичный белок, который придавал пастиле белый цвет. Ещё могли добавлять всякие орешки, тёртый шоколад — на что фантазии хватит. Традиционно пастила изготавливалась в русской печи. Печь даёт эффект постепенно понижающегося тепла, которое обеспечивает равномерное подсыхание пасты из яблочного пюре и прочих ингредиентов. Перед тем как попасть в печь, эта самая паста наносилась тонким слоем на специальные деревянные рамки, покрытые тканью. Потом несколько слоев прошедшей первоначальную подсушку пасты наслаивались друг на друга, после чего проходили вторичную подсушку в деревянных ящиках.
До революции 1917 года особенной известностью пользовались, помимо коломенской, ржевская и белевская пастила. В Ржеве яблочную пастилу с двумя-тремя более тёмными и тонкими слоями из рябины и брусники делали с незапамятных времён. В Белёве же яблочную пастилу начали производить лишь в 1888 году на фабрике купца Амвросия Прохорова. Помимо того известна была в России и смоква — пастила из фруктов или ягод с сахаром, но без белка, которую обваливали в сахарной пудре и хранили в банках, подобно варенью; и леваши — тонкослойная пастила из лесных ягод, скрученная в рулон (между прочим, зимой её использовали в качестве начинки для пирожков-левашников). С 1735 и по 1914 годы в Коломне работал пастильный завод, продукция которого была известна далеко за пределами города. Пастилу, впрочем, делали не только на заводе, но и в обычных домах. Уроженец Коломны Иван Иванович Лажечников в романе «Ледяной дом» смачно описал коломенскую пастильницу: «Вот человеческий лик, намалеванный белилами и румянами, с насурменными дугою бровями, под огромным кокошником в виде лопаты, вышитым жемчугом, изумрудами и яхонтами. Этот лик носит сорокаведерная бочка в штофном, с золотыми выводами, сарафане; пышные рукава из тончайшего батиста окрыляют ее. Голубые шерстяные чулки выказывают ее пухлые ноги, а башмаки, без задников, на высоких каблуках, изменяют ее осторожной походке. Рекомендую в ней мою землячку, коломенскую пастильницу». Сидя за столом в главной комнате музея, прихлёбывая чай и лакомясь настоящей коломенской пастилой (за всё это удовольствие с каждого взяли по 200 рублей), мы слушали сказки-рассказы такой вот лажечниковской любезной хозяюшки (язык не поворачивается назвать её пошлым словом «экскурсовод») — о том, как выпекали пастилу в дореволюционные времена, как сотрудники музея ищут в архивах и никак не найдут коломенский рецепт волшебной пастилы «розовые лепестки», зачем нужна «пастила трезвости». Последнюю придумал глава Коломенского общества трезвости Сергей Гаврилович Федулов, который добавил в яблочное пюре мяту и хмель. Своими пастилками он лечил местных забулдыг от пьянства — и, говорят, успешно.
О дореволюционной пастиле можно говорить много и долго. Обидно только то, что вкус настоящей пастилы сейчас почти забыт. В советское время был разработан новый вариант русской пастилы в форме небольших белых брусков: их готовили с большим количеством яичного белка. По сути это вовсе не русская пастила, а нечто вроде французского зефира. Так что хотите попробовать русскую пастилу — либо пеките сами (В Книге гастронома про Русскую домашнюю кухню Максим Сырников написал пару рецептов), либо договаривайтесь в белёвскими кустарями (в Ржеве и Коломне частники-пастильщики повывелись), либо поезжайте в коломенский музей: небольшие коробки с разной коломенской пастилой здесь продают по 350 рублей. Делают её сейчас на одном из кондитерских заводов под Коломной из антоновки, выращенной в селе Речки. В будущем, кстати, предполагают восстановить старый коломенский пастильный завод, несколько корпусов которого сохранились до нашего времени. В музее пастилы есть особая комнатка со старыми костюмами — для всяческих театрализованных представлений вроде того, которое сотрудники музея провели перед нами. Мы, не долго думая, напялили антикварные шмотки на себя.
Наевшись и затарившись пастилой по самое не хочу, мы отправились в Коломенский кремль. Построенный в XVI веке, он сохранился не полностью — всего 7 башен (из 17), одна из них (Пятницкая) проездная; остатки прясла рядом с Ямской башней; между Маринкиной и Грановитой башней — полностью сохранившееся прясло с Малаховскими воротами. Самая известная — Маринкина башня, в которой, по преданию, была заточена гордая полячка Марина Мнишек.
Внутри кремля — Успенский собор XVII века, Ново-Голутвин монастырь и Брусенский монастырь (с шатровой церковью XVI века).
Западнее кремля, на берегу реки Коломенки стоит одна из древнейших церквей в Подмосковье — и самая старая в Коломне — Иоанно-Предтеченская (XIV век). А если перейти Коломенку севернее кремля, можо дойти до Бобренева монастыря, основанного ещё во времена Дмитрия Донского.
Побродив по старой (как раз-таки северной) части города, мы сели в машину и поехали по улице Октябрьской революции, которая пересекает город по диагонали — с северо-запада на юго-восток. На углу улицы Октябрьской революции и проезда Лебедянского стоит на постаменте настоящий паровоз серии Л — такие выпускались Коломенским тепловозостроительным заводом в 1945-1955-х годах. А на юге города, где Москва-река впадает в Оку, стоит четвёртый (и последний) монастырь города — Старо-Голутвин.
На обратном пути в Москву мы свернули с Новорязанского шоссе в лес — редкие ломаные деревья, развалины каких-то бетонных конструкций, много мусора... В общем, нормальный подмосковный лес. Там мы развели костёр и обсудили планы дальнейших гастро-путешествий.
Гость (гость)
23 мая 2010 г.AIRSG>,AIRSG>,<,",:,(,),/
нет-нет! :)
Гость (гость)
20 мая 2010 г.Да-да? ))
Все верно, у нас на сайте невзбитая, взбитая - на картинке в данном посте. и все же я бы не стал называть леваши какой-то неправильной пастилой. Они вроде бы еще со средневековых времен на Руси известны.
Гость (гость)
19 мая 2010 г.<script>alert("xss!");</script>
Гость (гость)
18 мая 2010 г.Не-а. У вашей срок годности год или даже больше. Какаяж это медовуха )
Гость (гость)
17 мая 2010 г.Суздальскую не пробовал. А вот сергево-пасадоскую довелось. Наша вкуснее ^_^
Гость (гость)
17 мая 2010 г.Прошу прощения, но ссылка не совсем корректная. )) Рецепт по ссылке - невзбитой пастилы. Это когда фруктовую массу просто высушивают пластом, да и все. В такой пастиле ничего специфически русского нет, ее делали и делают все южные народы. Разве что у нас на печи сушили, а они на солнце. А вот настоящая русская пастила - именно взбитая. Другое дело, что белок в ней совсем не обязателен, пузырчатость достигается за счет фруктового пектина.
Стёпка, позволю себе заметить, что в Коломне медовуха не очень. По крайней мере, по сравнению с суздальской и даже сергиево-посадской. Насчёт мёда - не знаю.
Гость (гость)
17 мая 2010 г.пастила, что продают в магазинах ни в какое сравнение не идет с настоящей пастелой. Такую штукенцию грех не попробовать.
Гость (гость)
17 мая 2010 г.Сам ты фигня. У нас там продают первоклассный мед и медовуху не хуже.
Вот именно, не похоже на привычную магазинную пастилу. В пастиле, распространившейся в советское время, слишком много белка, из-за чего она становится практически неотличимой от зефира. Настоящую пастилу (или даже леваши) можно увидеть, например, тут.
Эхм, почти родная Коломна! Замечательный музей! ))
Гость (гость)
14 мая 2010 г.Да фигню какую-нибудь
Гость (гость)
14 мая 2010 г.А ты попробуй русскую пастилу-то!
Гость (гость)
13 мая 2010 г.То, что на фотографии, не очень похоже на пастилу вообще-то.
Ммм... А как вы думаете? :)
а что продают в магазине Золотой улей?
Нет, от медовухи из магазина Золотой улей.
Гость (гость)
12 мая 2010 г.У молодого человека в старинных шмотках видна искорка в глазах! Человек в клумбе! Это его так от пастилы плющщит?!