Фьорды - узкие и глубокие заливы с высокими скалистыми берегами, наследие отступавших ледников. Фьорды в Норвегии повсюду. Даже в Осло можно сесть на паром или пароходик и поплыть вдоль берегов стокилометрового Ослофьорда.
Ну а если вы желаете увидеть фьорд повнушительнее, добро пожаловать на поезд, идущий во Флом.
Кстати, эта горная железная дорога, часть туннелей которой были пробиты вручную, проходит среди водопадов и открыточных пейзажей. По ней вы и доберетесь до двухсоткилометрового Согнефьорда с водопадами и отвесными скалами.
Возможно, осматривая его, вы даже встретите тюленей, если у тех будет настроение показаться вам на глаза.
В процессе круиза по этому «королю фьордов» непременно стоит заглянуть в городок Ундредал: народу тут живет немного, зато полно коз и овец. Козий сыр и весьма экзотическую козью колбасу надо пробовать обязательно!
Однако самым «фьордовым» местом Норвегии считаются окрестности к северу от Бергена, до которого добраться надо непременно. В самом известном средневековом городе Норвегии отлично сохранился старинный центр с разноцветными домиками и неповторимо прекрасной набережной. И еще здесь много рыбных ферм. А это значит, что в смысле поесть рыбки тут все обстоит благополучно.
Проехав несколько десятков километров к северу от Бергена, мы попадаем к Хардангерфьорду, на берегах которого в сени могучих ледников прекрасно себя чувствуют плодовые сады (спасибо Гольфстриму). Еще чуть севернее – уже упоминавшийся длиннющий Согнефьорд. Неподалеку – завершающийся древним ледником Нордфьорд…
Глубокие и узкие берега Люсефьорда, над которым на манер крыши нависает плато Преклестолен, хранят остатки стоянок викингов. А один из самых маленьких, но самых красивых фьордов Норвегии называется Гейрангерфьорд. Он знаменит своими водопадами… Да, много фьордов в Норвегии, все за неделю не обплывешь. Но надо к этому стремиться!
Что поесть
Для начала поищем одну из главных здешних рыб - треску, она же – торск. Но торск – это абстрактная треска. А вот треска, три дня вымачивавшаяся в щелочном растворе, два дня отмывавшаяся от него в проточной воде, а потом сваренная или испеченная, превращается в лютефиск. А если она три-четыре недели засаливалась, потом сушилась, отбивалась молотком и вымачивалась, тогда она становится клиппфиск. А если у трески взяли печень, порубили ее и перемешали с икрой, то мы получим фискемелье… Словом, по части поизмываться над невинной треской норвежцы – большие затейники.
Впрочем, с селедкой они поступают аналогично – ее и солят, и маринуют, и вялят, и квасят… Еще бы – раньше простой норвежец был вынужден есть селедку четыре раза в день, и ему хотелось как-то ее разнообразить. В итоге селедка тут отменная. Особенно хороши сурсильд - маринованная сельдь с луком, и бакнафиск – соленая сельдь с картофелем в мундире. А вот забродившая рыба ракфиск – блюдо на любителя…
Однако не одной рыбой живы норвежцы, есть у них и другие сугубо национальные деликатесы. Например, смалховт, то есть овечья голова; варено-печеный ягненок форикол, соленый овечий окорок феналар, говяжьи биточки хьетболлер.
А также много дичи – очень стоит попробовать винебрифф, то есть северного оленя в брусничном соусе, снежную куропатку рип, а то и бьернчотт, то есть медвежатину. Впрочем, это блюдо здесь попадается чрезвычайно редко.
А еще норвежцы пьют невероятное количество молока – больше всех в Европе, да и сметаной пользуются буквально на каждом шагу. Они даже кашу из нее умудряются варить – кипятят жирную сметану, добавляют муку, соль-сахар, называют все это роммергрот и едят в свое удовольствие.
Удаются им и сыры, причем такие, каких больше нигде не встретишь. К примеру, коричневый и сладковатый козий брунност – это такая экзотика, что круче не бывает. Что же касается старого гаммалоста, то его соглашается пробовать далеко не всякий турист, больно уж сыр пикантный…
Хотите аутентичных десертов? И их у норвежцев полно. Взять хоть тислерт бондепикер - яблочную запеканку с сухарями и сметаной; булочки с корицей спиллингболлер, картофельные блины ломперс или троллькрем, потрясающий ягодный мусс, видимо, особенно любимый троллями…
В конце трапезы предлагаю вам продегустировать рюмочку местной картофельной водки. Кстати, «о выпить» – свободное питье в этой стране возможно только в барах-ресторанах, а за их пределами все очень строго: алкоголь продается исключительно в магазинах Vinmonopolet, причем вечером они закрываются. И с этим национальным своеобразием придется как-то смириться.
Ольга Волкова:
«Я родилась летом, 17 июня, и, наверное, именно поэтому всей душей ненавижу зиму, а также позднюю осень, раннюю весну и вообще холод, мрак, слякоть, снег. Как только в Москве начинаются все эти неприятности, меня тянет отправиться куда-нибудь подальше и поюжнее. Больше всего на свете я люблю путешествовать, и профессия журналиста позволяет мне это делать, пусть не так часто, как хотелось бы, но все же куда чаще, чем если бы я работала кем-то другим.
Вторая моя страсть - я очень люблю вкусно поесть, причем готова пробовать все, что угодно, кроме собак и кошек - этих я есть не буду ни за что, потому что очень их люблю. Как, впрочем, и всех остальных животных - я люблю их настолько, что не только набила ими свой дом, но и пишу про них статьи и даже книги. А еще я говорю по-французски, лихо вожу машину и считаю самым дурацким занятием на свете глажку носков и трусов».
Идея недели:
Идея недели: Остров Сааремаа
На острове Сааремаа, самом большом из всех имеющихся у Эстонии островов, по свидетельству археологов, люди живут уже более пяти тысячелетий. См. далее...
Юрмала
Юрмала – это три десятка километров песчаных пляжей, дюны, сосны, прохладное море, целебный воздух и счастливые детские воспоминания... См. далее...
Сардиния
Мы с вами будем далеко не первыми из тех кто, добравшись до итальянского острова Сардиния, захотел бы остаться тут навсегда. И многие из проплывавших... См. далее...
Малага
Андалусия в целом и побережье Коста-дель-Соль в частности – место томное: жара, море, солнце и вино. Главный город побережья — Малага. См. далее...
Пока нет комментариев