Верность традициям блюли три дня, с пятницы 25 ноября по воскресенье 27 ноября. Братия явно не слишком пристально инспектировала торговцев, иначе едва ли можно было бы здесь обнаружить молдавское вино в литровых пластиковых бутылях без этикеток, по 200 руб. за литр. Бутыли, впрочем, не бросались в глаза. А местные жители, спеша через площадь по своим надобностям, дивились на чудо, толкались у прилавков и доставали торговцев одним и тем же вопросом:
- И давно вы тут?
- Да второй день. Завтра уже сворачиваем.
- А в следующий раз когда?
- Да когда благословят...
Окрестных обитателей можно было понять: ни в ближайшем супермаркете, ни даже на Даниловском рынке, что в пешей доступности от этих мест, ни за что не купить того, чем торговали на подступах к патриаршей обители. Замороженные, один к одному, опята – вологодские, а не китайские (100 руб./кг), Соленые моховики из великоновгородских лесов (250 руб./кг). Нерафинированное подсолнечное масло из-под Тамбова (100 руб./литр), отжатое из свежих или жареных семечек, с острым запахом, вызывающим в памяти картины детства. Ростовский каштановый мед (800 руб./ кг).
С утра в выходные, дабы подсластить постную пилюлю, на площади устраивали молебны и, в продолжение программы, выступления фольклорных ансамблей. У входа в обитель монастырский шеф-повар Олег Ольхов (и приглашенные шефы) проводили мастер-классы – квашение капусты, рыбные котлетки... Воронежский гость Сергей Бочкарев солил в своем шатре семгу и торговал вяленой камбалой и копченым палтусом. От запаха сводило челюсти. Какой пост - налицо пир живота! И в этом было главное лукавство происходящего. Да, в пост верующим нельзя масла, мяса etc. Но даже я, не православная, понимаю: суть поста не в том, чтобы найти запретному плоду адекватную замену, а в том, чтобы вовсе без него обойтись. Сидеть на хлебе с водой, изживая в себе гурмана, думая не о пище, а о душе. О грядущем красном празднике, но не о красной икре.
Да, и по поводу рыбы. Все словно забыли, что рыбу в пост дозволено есть раз в неделю. Между тем, львиная доля постного рынка торговала дарами морей и рек. Наряду с мурманской камбалой (160 руб./кг) можно было купить средиземноморскую тюрбо, черноморскую кефаль (210 руб./кг), балтийскую корюшку (175 руб./кг). В мороженом виде, что представлялось проблемой: на улице было +2ºС, к середине дня в воскресенье распогодилось, рыба таяла на глазах, и утешаться можно было разве что рыбой вяленой, соленой, копченой и просто икрой - красной и черной, из палтуса, стоивший немногим дешевле лососевой (1410 руб./кг против 1600). Если верить ценнику, икра была малосоленой. Но на мой вкус, даже пересоленной, если сравнивать ее с той икрой палтуса, которую я купила неделю назад в «Ашане».
С молочными продуктами обстояло хуже. Самый изобильный прилавок торговал исключительно белорусской продукцией. «Откуда, - спрашиваю, - везете?» - «Гомель, Минск», - отвечают. Гомель в недавнем прошлом - радиоактивная зона. Период полураспада радиоактивных элементов на нашем веку не закончится. Он еще толком, боюсь, и не начался.
А за соседними с белорусами прилавком два молодца в монашеских одеждах из Нило-Столобенской Пустыни (где-то на Селигере) бойко торговали консервированными солениями (200 руб. за литровую банку). Помимо банок, они предлагали настоящие деликатесы: восхитительный ржаной, без примесей, хлеб, нежнейшую коврижку из шоколадного теста и копченых сазана и сига - ради них можно родину забыть. Попутно у монахов можно было разжиться медовухой (безалкогольной), ягодным сбитнем, и всем этим они торговали так ловко, что сомнения в их принадлежности к духовному сословию наверняка посетили не меня одну.
Напротив монахов сестры во Христе торговали продуктами из закромов хозяев праздника – Данилова монастыря. И я снова купилась. На приобретенной мной упаковке апельсиновых кексов было указано: «Постный продукт». И еще «бездрожжевой». Сбоку – монастырский логотип. Уже дома я обнаружила в перечне ингредиентов коньяк. Меня это, понятно, не могло остановить. А вас?
Иллюстрации в тексте: Анна Кантемирова