Оливки и оливковое масло от оливара Дили Статеевой

Ольга Родионова
08 июля 2011 г.

Август

Диля Статеева в течение двадцати лет была успешным бизнес-адвокатом, а оливками занимается всего четыре года. При этом она не считает свой уход в испанское сельское хозяйство дауншифтингом. Как говорит сама Диля: «Я не дауншифтер. Дауншифтинг — это бегство от свободы, бегство от самого себя. От самого себя не убежишь, и от свободы убегать бессмысленно. Мы с семьей уехали в Испанию во время кризиса среднего возраста. Сейчас-то я понимаю, что до сорока пяти лет мы — просто дети, дети, познающие мир через все органы чувств. И именно кризис среднего возраста может заставить нас поменять идеалы молодости на что-то, ради чего мы готовы потратить всю свою оставшуюся жизнь».

Сейчас у Дили есть своя семейная компания MARNAS, названная так в честь двух ее дочерей Марии и Анастасии — налаженное производство высококачественного оливкового масла. Однако пусть к этому был не прост. «В 94-м году я первый раз попала в Испанию, и у нас не было ни квартиры, ни машины, а только моя профессия. Но я загорелась мечтой: «Хочу белый дом у моря!». Надо сказать, обстоятельства сложились удачно, жизнь Дили в Испании наладилась, и поводов для разочарований вроде бы не было. Но сложности, как оказалось, были впереди. Первым открытием стало то, что разговоры всех вокруг сводятся к еде.

«Как это бывает на новом месте, мы стали знакомится с людьми, обычаями и социальным устройством. Скажем, по утрам, отведя детей в школу, мамаши собираются в кафе. И о чем они говорят? Только о еде! Что было на ужин вчера, что будет на обед сегодня, что ели в ресторане в воскресенье! Надо же быть такими тупыми! - билось в моем постсоветском мозгу. Вы что, не читали Бальзака? или не слышали Моцарта? Вам больше не о чем поговорить?! Ну какая, блин, разница — что и где вы покупаете! и что и где вы едите!» Почти год я терпела эту "социальную деградацию". Я только начинала учить язык, и моего словарного запаса, слава богу, не хватало, чтобы выразить все свои супер-высокие мысли».

Когда же Диля выучила испанский настолько, чтобы задать мучивший ее вопрос, в ответ она услышала совсем не то, что ожидала. «А как ты по-другому узнаешь, какие мы люди? Здоровы ли наши дети (а это значит, что мои дети не причинят вреда твоим), надежны ли наши мужья, уважаем ли мы себя...» Короче говоря, скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

Затем Диля Статеева познакомилась с людьми из фонда «Алисия». Этот фонд расположен в тридцати километрах от Барселоны, и представляет из себя научно-исследовательский институт, специалисты которого занимаются исследованием взаимосвязей природы, человека и пищевых продуктов. В фонде работают химики, повара, кардиологи, онкологи и гастроэнтерологи, а руководят им известнейший каталонский повар Ферран Адриа и кардиолог Валентин Фустер, президент Американской Ассоциации заболеваний сердца. Суть работы фонда можно свести к тому, что природа создала все необходимое для абсолютно счастливой человеческой жизни, в том числе и продукты питания, а задача ученых — просто понять, как это богатство лучше использовать.

В частности, основой человеческого счастья специалисты «Алисии» считают сок, выжимаемый из оливок (то есть - оливковое масло). Оливковый сок, каждый день, в каждой тарелке и куске хлеба. Именно он — основа, база и фундамент строительства клеток мозга и сердечно-сосудистой системы. Он отвечает за регулирование пищеварительных функций, за устойчивую работу гормональной системы. И, как следствие, за ровное и хорошее настроение.

«Честно сказать, я сначала им не поверила. Почувствовала себя одураченной иностранкой. Ведь я знать не знала, что такое этот оливковый сок. Ведь дешевое оливковое масло, купленное в супермаркете — какая-то прямо дрянь на вкус, а «средиземноморская культура» была для меня просто красивым словосочетанием из учебника».

Тем не менее, после нескольких месяцев обучения всему, что связано с оливами, Диля решила начать собственный бизнес. Обучение — это важно, потому что новая ее профессия, называемая оливар, подразумевает знание крайне специальных вещей. Ведь на качество оливкового масла влияет очень многое: роза ветров, удаленность от моря, каменистость почвы, плотность посадки деревьев, возраст (лучший сок дают деревья от ста лет и старше), корреляция времени сбора, насыщенность биологически-активными веществами. Она взяла в аренду оливковую рощу из 4000 деревьев сорта «арбекина» и начала делать масло.

Помимо производства масла, Диля Статеева оливки еще и солит. Надо сказать, что испанцы не испытывают никакого пиетета перед оливками из супермаркетов и называют их «голыми». Оливки в Испании принято «наряжать». Оливки изначально обладают горьким вкусом, и чтобы их избавить от этой горечи, надо придумать «наряд» - заквасить, засолить или замариновать. У каждого сорта свой характер, свой тип горечи, и поэтому маринад требуется также особый для каждого сорта. Гостям кафе Август было представлено шесть разных сортов оливок в нарядах разного посола: оливки под вино, оливки под водку, оливки под виски и оливки под названием «Наш ответ греческой каламате». Были даже «оливки для девочек» и «оливки для мальчиков».

Масло, которое делает Диля Статеева, нельзя отнести к товарам массового спроса — в год его производится всего около 300 литров. Оно делается лишь из одного сорта оливок, «арбекина»; по словам Дили, любой оливар время от времени испытывает искушение добавить в свое масло еще какой-нибудь сорт, но у нее пока хватает характера этому искушению противостоять.

Между прочим, Диля Статеева поставила себе новую цель: найти в России одну тысячу семей, для которых она на протяжении следующих 40 лет будет настоящим семейным оливаром. Обычное, кстати, дело для Испании.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Все самое интересное о еде на Gastronom.ru

Патрик Анриру и Жозеф Виола: никакой халтуры!

Как мы уже сообщали, Патрик Анриру (Patrick Henriroux), шеф ресторана La Pyramide (2 звезды Мишлен) в городе Вьенн (Vienne), расположенном в 30 километрах от Лиона, и Жозеф Виола (Joseph Viola), шеф ...

Жан Люк Фигерас: художник по жизни, профессионал на кухне

Способов понять, что такое высокая кухня, существует немного. Самый доступный — просто попробовать. На этой неделе как раз удобный случай, в клубе <b>Soho Rooms</b> готовит великий каталонец <b>Жан Люк Фигерас</b>, шеф ресторана Blanc в барселонском отеле Mandarin Oriental Barcelona. С 9 по 12 июня.

Вопросы великим. Алан Пассар

В этой рубрике мы спрашиваем известных в кулинарии людей о самых важных вещах в жизни: кто научил их готовить, как они относятся к детям, кто на них влияет и т. д. Вопросы практически одни и те же, но люди-то разные! Итак, французский шеф <strong>Алан Пассар</strong>.

Иньяцио Ди Мауро, шеф-кондитер ресторана Spago: интервью

Итальянский ресторан <strong>Spago</strong> решил порадовать столичных жителей натуральными итальянскими десертами. Для этого из Италии был приглашен шеф-кондитер <strong>Иньяцио Ди Мауро</strong>. В июле при его участии была запущена новая услуга — доставка десертов по Москве; в меню доставки — 100 десертов.

Чарли Троттер, шеф-повар ресторана Charlie Trotter’s

<strong>Чарли Троттер</strong> – выдающийся американский шеф-повар, глава ресторана Charlie Trotter’s – по мнению многих, лучшего ресторана Соединённых Штатов.

Нобу Матсухиса: открытие ресторана Nobu в Москве

В Москве открылся ресторан легендарной сети <a href="/resto.aspx?id=2153"><strong>Nobu</strong></a>. На открытие <strong>Nobu Moscow</strong> приехали владельцы и основатели сети – знаменитый японский шеф-повар <strong>Нобу Матсухиса</strong> и актер <strong>Роберт де Ниро</strong>.

Милан Дресслер, шеф-повар ресторана Колковна. Интервью

Новый пивной ресторан Колковна открылся всего несколько месяцев назад. Однако аншлаги по вечерам здесь уже обычное явление. Возможно потому, что московская Колковна &mdash; практически точная копия ...

Андрей Деллос, ресторатор, владелец ресторанов Кафе Пушкинъ, Турандот, Каста Дива,

Андрей Деллос — известный московский ресторатор, создатель элитных ресторанов <strong>Кафе Пушкинъ</strong>, <strong>ЦДЛ</strong>, <strong>Турандот</strong>, <strong>Каста Дива</strong>, <strong>Манон</strong>.

Роже Верже, французский шеф-повар

<strong>Роже Верже</strong> (род. 1930) — известный французский шеф-повар. Верже сыграл едва ли не решающую роль в популяризации южнофранцузской кухни, превратив её из простенькой стряпни рыбаков и крестьян в предмет серьёзных кулинарных экспериментов.

Поль Бокюз, французский шеф-повар

Поль Бокюз — выдающийся французский шеф-повар XX века, основатель и руководитель главного международного кулинарного конкурса — «Золотой Бокюз». На протяжении долгого времени его имя у гурмэ всего мира прочно ассоциируется с самим понятием «высокая кухня».

Хуан Мария Арзак

Хуан Мария Арзак – великий баскский повар, один из символов современной молекулярной кухни. Его ресторан <strong>Arzak</strong> в Сан-Себастьяне награждён тремя звёздами Мишлена – один из двух в Испании (второй – великий <strong>El Bulli</strong> Феррана Адриа).

Серж Гулуме, французский шеф-повар

Серж Гулумэ – французский шеф-повар, глава удостоенного мишленовской звезды заведения Restaurant Candille во французскеом городке Мужен, что в 25 минутах езды от набережной Круазетт в Каннах, один из организаторов гастрономического фестиваля «Звезды Мужена» (Les Etoiles de Mougins), ежегодно собирающего лучших поваров Франции и всего мира.

Томас Моран, странствующий шеф-повар

Шеф <strong>Томас Моран</strong> выходит нам навстречу, из кухни в зал, босиком – говорит, так привык, и даже гала-ужин не повод изменять привычке. За последние двенадцать лет эти босые ноги исходили палубы самых дорогих яхт Французской Ривьеры, побережья Африки, Бразилии и Америки. Томас называет себя странствующим поваром, и вот странствия занесли его на несколько дней в Москву

Летающий кулинарный цирк из Норвегии

В мире, где у шефов берут автографы и фотографируются с ними на улицах, кто-то должен был собрать звездную шеф-группу. Чтобы гастроли, полные залы, букеты... Только вместо альбомов – меню, а вместо концертов – ужины. Встречайте: <strong>Летающий кулинарный цирк</strong> из Норвегии, первая в истории кулинарная рок-банда

Лайма и ее ужины

Лайма Тикуйшене родилась в СССР, затем переехала в Швейцарию. А полтора года назад вместе с мужем Виргилиусом придумала и организовала собственный бизнес, аналогов которому нет ни в Швейцарии, ни в ...

Рене Редзепи, датский шеф-повар

В апреле этого года копенгагенский ресторан Noma признали лучшим в мире. Если бы к первому месту премии «50 лучших ресторанов мира» полагалась экспликация, то она, вероятно, была бы такой: ...

Тристан Карбонатто, человек и шоколад

Шоколадный магазин Тристана Карбонатто называется <strong>Tristan Artisan Chocolatier</strong> и находится в крохотном поселке Виллар-Буги (Villars-Bougy), на полпути между Женевой и Лозанной. Здесь узкие кривящиеся улицы взбираются на холмы, чередуясь с виноградниками, тихо, и почти нет прохожих — в общем, место глухое. Каково же было наше изумление, когда возле тристанова бутика мы обнаружили забитую машинами автостоянку, а внутри – покупателей, говорящих на французском, немецком, английском и даже японском языках.

Патрик Анриру, французский шеф-повар: интервью

Как мы уже писали ранее, в кулинарной студии <strong>Гастронома</strong> состоялось уникальное событие: два именитых французских шефа, Жозеф Виола и Патрик Анриру, готовили французский обед из русских продуктов. Раки, белуга, земляника, редиска, черемша, тархун и красный базилик — все это было куплено на рынке и приготовлено на нашей кухне, на глазах у приглашенных журналистов и блогеров (которые, кстати говоря, все и съели).

Еще больше статей на Gastronom.ru