Два глобальных вызова
Вызовы, касающиеся питания, стоят не только перед населением России. Они глобальные. Первый – избыточное по калорийности питание. Второй – дефицит микронутриентов.
Что такое микронутриенты? Это незаменимые элементы питания, которые нужны нам в миллиграммовых или микрограммовых количествах. В пище их содержится очень немного, но человеку без них никак. Тут важно понимать цепочку: если микронутриенты вместе с едой поступают в организм – мы здоровы. Если нет - создается дефицит и мы болеем.
Последствие дефицита полезных веществ - это снижение адаптационного потенциала человека. В нас заложена многоуровневая система обороны против неблагоприятных факторов окружающей среды. Химические факторы – это, в первую очередь, экология, физические – радиация или просто силовые нагрузки. Микробиологическая атака – это токсины, микробы, атакующие нас повсеместно. Питаясь правильно, мы защищены. Но, по аналогии с армией, глубоко эшелонированная оборона требует резервов, и организм истощается в процессе защиты. Должна быть постоянная подпитка. Что это значит? Что микронутриенты - витамины, минеральные вещества, микроэлементы, биологически активные соединения - должны активно восполнять защитные функции организма.
Мы сейчас как ученые особенно активно интересуемся такими веществами, как флавоноиды, индолы, изофлавоны, – которых много в растительной пище, которую мы недополучаем. Они являются регуляторными молекулами, которые активируют определенные гены, вызывают их экспрессию, и запускается процесс продуцирования защитных белков и ферментов.
Ну а избыточное по калорийности питание – это накопление жира. Как следствие – букет заболеваний и более печальные последствия: инфаркт миокарда, инсульты, гипертоническая болезнь, сахарный диабет… То, что отнимает у нас жизнь, активность и долголетие… Это глобальный вызов для всех развитых стран. Что делать?
Шаг первый: изменить структуру питания
Зачем это нужно? Физическая активность человека резко снизилась. Сейчас труд стал во многом автоматизированным и умственным. Поэтому мужчине необходимо потреблять в среднем в день 2000–2200 килокалорий, а для женщины - 1800 килокалорий, а может даже и меньше! Вот какая сейчас реальная потребность. Давайте вспомним, о чем гласит первый закон науки о питании – обратите внимание, закон! Это соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам.
Еще проблема в том, что пища доступна в целом для большинства людей. Даже со скромной зарплатой можно купить разнообразный ассортимент продуктов. Колбаса, сосиски, сардельки - все это мы любим, дети вообще обожают, но это 30% насыщенного жира! О каком сбалансированном питании может идти речь, если мы этим постоянно питаемся? С одним-двумя горячими бутербродами съедаем половину дневной нормы.
Шаг второй: подключить науку
Второй закон науки о питании гласит, что необходимо соответствие химического состава рациона нашим физиологическим потребностям в пищевых веществах, биологически активных веществах (микронутриентах). Это примерно 170, если не больше, химических соединений, из которых треть -незаменимые. Они, как я уже говорил, поступают к нам только с пищей. Будут поступать меньше – будем болеть. Не будет какого-то важнейшего элемента – умрем. Взять хотя бы витамин С, простейшее химическое соединение.Тысячи, десятки тысяч людей его не получали – и, как следствие цинга, потом смерть. Это только один витамин. А их 12! И это, не говоря о микроэлементах и биологически активных соединениях.
Получается, что составив рацион из натуральных обычных традиционных продуктов, невозможно решить обе проблемы. В идеальном рационе на 2000 килокалорий априори будет не хватать 20% витаминов! Возникает дилемма: можно есть меньше и испытывать дефицит полезных веществ, или есть больше, получать достаточное количество витаминов, но поправляться.
Какие есть выходы?
Первый путь – заставить природу (и сейчас есть такие технологии), чтобы уже на уровне продовольственного сырья продукт был с измененным химическим составом. Нужно убрать оттуда жир или сделать его более полезным, с определенным жирно-кислотным составом, сделать так, чтобы там было больше белка… Это, можно сказать, ГМО второго-третьего поколения. Но российское законодательство против ГМО.
На самом деле современные ГМО, прошедшие полный цикл исследования – а у нас в мире самая строгая система оценки – безопасны для нас и для будущих поколений. Но пока мы сами не выращиваем, этот путь отложен на неопределенное будущее. Второй путь – технологическая модификация. Это уже никто не запрещает, это работает. Речь идет об изменении химического состава конечного продукта, например об уменьшенном содержании жира. Как пример можно взять всю молочную продукцию: мы уже не ищем 6-процентное молоко или сметану, нам доступны продукты 1,5%, 2%.
Шаг третий: информированность и умное потребление
Важно, чтобы люди понимали, что покупают. Не гонялись, например, за «нежирной» колбасой. Все колбасы, даже та, на которой написано «без жира», имеют 25–30% жира в скрытой форме. Это надо понимать. Поэтому необходимо уметь читать этикетку.
Нам нужна жестко структурированная образовательная программа. Для всех – детей, юношества, взрослых, пожилых. А лучше всего начинать эту работу с зарождения жизни. Потому что женщина детородного возраста несет ответственность за будущего ребенка. Низковесные или нездоровые дети – это всё следствия нарушения питания женщины с первых дней беременности.
Трудно? Да! Значит, следует шире использовать обогащенные продукты, продукты измененного химического состава. Современные технологии позволяют это сделать. Мы их называем «специализированные продукты диетического питания, профилактического и лечебного питания». Их еще мало, но мы сейчас разрабатываем целую такую систему. Для того, чтобы ее продвигать, нужно, чтобы специализированные продукты разного типа были везде, чтобы они были доступны, понятны, востребованы, и человек мог сам составить рацион здорового питания.
Чтобы реализовать идею, нужны, во-первых, разработка предложения, во-вторых, насыщение рынка, в-третьих – создание спроса и появление навыков. И в некоторых странах это успешно делается. У нас пока нет.
Самое главное – осознать, что это насущный, остро стоящий вопрос. Поэтому нам нужно объединение средств массовой информации, медицины, специалистов сельского хозяйства, переработки – синергия отраслей, которые могут и должны решить вопрос. И нечего тянуть – это можно сделать в течение 4–5 лет. Не сделаем, значит, ни о каком активном долголетии речи быть не может.
Пока нет комментариев