Шарбель Аун: повар-консультант о том, что ждет высокую кухню в будущем

Шарбель Аун: повар-консультант о том, что ждет высокую кухню в будущем

Людмила Венгерова
06 ноября 2017 г.
0Комментировать

У шеф-повара Шарбеля Ауна – серьезный список регалий. Он – первый шеф из Ливана, чей европейский ресторан получил 2 звезды Мишлен. Причем, самый молодой шеф, отмеченный Красным Гидом всего в 23 года. На его счету международная премия Golden Molecular Gastronomy за креативность кухни и медаль стокгольмского Королевского Сообщества Искусств. Вполне достаточно, чтобы удивиться, почему шеф-повар такого ранга согласился консультировать в Москве сеть сэндвич-баров при офисных центрах. Мы встретились с Шарбелем Ауном в той самой сэндвичной под смешным названием «Жадина Говядина» и расспросили, как он дошел до жизни такой. А в результате пришли к выводу, что любому шеф-повару полезно поработать в фастфуде.

Шарбель Аун шеф-повар
Шарбель Аун шеф-повар (Фото: предоставлено пресс-службой заведения)

Вы практически всю свою карьеру занимаетесь ресторанным консалтингом, бесконечно ездите по миру. Не приходила в голову мысль осесть где-нибудь в одном ресторане и вывести его в лучшие рестораны мира?

Со мной это уже было. Свою первую мишленовскую звезду я получил в 23 года, в ресторане L’auberges в голландском городе Эдам. До моего прихода это был просто безликий ресторан при отеле, так что первая звезда, а затем и вторая, были действительно моими, «шефскими». И я понял, что этот довольно тяжело давшийся мне успех нужно повернуть так, чтобы моя жизнь стала чуточку интереснее. Я даже представить себе не мог, что буду работать в одном и том же ресторане десять, двадцать лет. Добиваться третьей звезды, потом пытаться ее удержать… Это не моя жизнь. Я решил, что куда веселее будет ездить по миру и предлагать свои услуги тем, кто в них нуждается, и каждый раз начинать с нуля.

И как быстро эта идея стала реальностью?

Мы с партнером, шефом Тонни Дэниэлсом, который тоже работал в ресторане со звездами, создали свое консалтинговое агентство примерно за полгода. Для шеф-повара мишленовская звезда – как для спортсмена золотая медаль, выигрышная строчка в резюме, которая мгновенно открывает двери, главное – успеть в них войти, пока эта звезда не стала светить кому-нибудь другому. Поэтому мы не медлили. Мы с Тонни были интернациональной командой, он – наполовину американец, наполовину датчанин, я – наполовину ливанец, наполовину швед. Поэтому на всех континентах мы могли общаться без переводчиков. О том, до какой степени мы были тогда амбициозны, можете судить по названию нашего консалтингового агентства - «Сморчок и трюфель» (Morriles & Truffles), то есть мы соединили в названии два самых дорогих гриба в мире. Это, конечно, было самонадеянно, но очень забавно: «Сморчок и трюфель, к вашим услугам!».

Сэндвич "Жадина Говядина" с пастрами и луковым чатни

А не проще ли было путешествовать по миру, просто перемещаясь в качестве шеф-повара из одного мишленовского ресторана в другой?

Быть шефом в мишленовском ресторане – это каждодневный стресс. Скажу так: когда в фильмах шеф-повар какого-нибудь мишленовского ресторана потихоньку год за годом сходит с ума, потому что в каждом недовольном госте видит инспектора Красного Гида, – в этом есть доля правды.

Ресторанный консалтинг – тоже нелегкий хлеб, ведь в конечном счете результат вложенных вами усилий зависит не от вас, а от владельцев ресторана, которые могут послушать – и все сделать по своему. Да и звезды достаются не вам, а им.

Частично поэтому наша компания и распалась – в 2008 году, когда случился кризис, никто не хотел открывать рестораны. И наш корабль дал течь. Я несколько лет был частным шефом, в том числе при шведском правительстве, но потом все равно вернулся к консалтингу, для меня это настоящий адреналин, когда та концепция, что была у тебя в голове, начинает работать и жить своей жизнью. Его мало что может заменить. Сейчас на моем счету около 70 заведений, где я выступал консультантом и приглашенным шефом, и, если бы я ставил на месте каждого флажок, ими был бы утыкан весь глобус.

А если выбирать идеальный город для работы, то какой?

Париж. Он как был, так и остается творческой лабораторией для всех шефов мира.

Сэндвич "Плавленный сырок" с моцареллой и базиликом

А как вас занесло в Россию, тем более в сетевой сэндвич-бар? Немного не ваш уровень, нет?

Как раз сама идея мне страшно понравилась. Уверен, это как раз то, чем живет сегодня мировая гастрономия – сближение «высокого» и «низкого». Называйте это «гурмэ-фастфуд» или «смарт-кэжуэл-фуд» или каким еще угодно «фудом», суть от этого не меняется. Сэндвич сегодня вполне может стать «оберткой» для высокой кухни. Как и бургер, донер или буритто. Это ведь тоже вызов – взять все свои сложные поварские техники и запихнуть их в бутерброд. Да, при слове «сэндвич-бар» у нас все еще возникает представление о чем-то не слишком вкусном и довольно скучном, вроде бутербродов с конверсированным тунцом или сосиской и готовым кетчупом. Но можно подойди к делу так, как подошли к нему московские ребята (владельцы сэндвич-бара «Жадина Говядина», - прим. ред ). Они сами пекут хлеб, сами делают соусы, на кухне здесь – масса сложного оборудования, включая су-вид, хоспер и все такое прочее. Если хотите, они замахнулись на то, чтобы сделать сэндвичи образца XXI века. Меня эта идея безумно увлекает.

Консультировать ресторан в Москве и, например, в Стокгольме – это большая разница?

Для меня московский проект вообще совершенно особенный. Так над меню ресторана я еще не работал никогда. Дело в том, что подготовка к открытию первой «Жадины Говядины» совпала по времени с открытием моей пиццерии в Ливане. Буквально в один месяц. Поэтому все консультации московским ребятам я давал по скайпу. Я посылал в Москву рецептуру, за день ее прорабатывали, а потом мы с Димой (Дмитрий Кондрашин – шеф-повар кафе, прим. ред.) сидели три-четыре часа в скайпе и я пытался понять, что у них получилось. А Дима мне говорил, что вот это у русских пойдет, а это они есть не будут.

И что же русские есть не будут?

Ну, например, рыбу с ореховыми соусом, была у меня такая идея. Или десертный кофе с лакрицей.

Сэндвич "Жадина Говядина Курица Огонь" с айоли и соусом пири-пири

А когда вы приехали в Москву и все, наконец, попробовали. Ощущения от задумки и воплощения совпали?

На все 100%. Это были именно мои рецептуры, которые Дима очень умело подстроил под здешние вкусы. И сама идея – сделать еду недорогой, но не дешевкой – получилась. Пример для наглядности: сейчас в меню мы ввели сэндвич со сливочным сыром, подкопченой уткой и соусом из вишни. Блюдо с такими же ингредиентами я подавал в мишленовском ресторане, в Голландии. И там оно стоило 45 евро, а тут – около 5 евро. Но вкус тот же и качество продуктов отличное.

Чтобы быть успешным ресторанным консультантом, нужно уметь чувствовать тренды, предвидеть, на что будет спрос. Дайте ваш прогноз, что нас ждет в будущем, кроме сближения высокой кухни и фастфуда?

Во-первых в глобальном смысле все упрощается. Дело не в том, что сегодня даже обеспеченные люди не рвутся потратить на ужин 300 евро. Они слишком заняты, чтобы возвращаться из офиса домой, надевать парадный пиджак, ехать в ресторан, ждать в баре, пока их пригласят за столик… Для них непозволительная роскошь – тратить на ужин три часа. Раз в год, по особому празднику, - пожалуй, но не чаще. Поэтому роскошные рестораны fine dining становятся чем-то вроде музеев еды, а каждый день люди едят там, где попроще. Но в то же время, внимание к продукту возрастает. Поэтому, создавая быстрые блюда по небольшим ценам, рестораторам тоже приходится думать о том, что к ним ходят вегетарианцы, люди, которые не едят глютена, или просто те, кому не все равно, на котором масле жарили их котлету и сколько холестерина в их пицце. Между быстрой едой и «мусорной едой» сегодня уже нельзя ставить знак равенства. Палатку с фалафелем может открыть шеф, который ведет программу на ТВ. Раньше было проще: вот это ресторан – японский, а вот – французский, вот тут - дорого и вкусно, а тут – дешево и так себе. Сейчас шеф-француз может свободно использовать сичими тогараши (японская приправа – прим. ред.), а японец - кетчуп и соус барбекю. Самая главная новость – границ уже не существует.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Сэндвичи со свининой на гриле
Сэндвичи со свининой на гриле

Сэндвичи – прекрасный вариант «еды на бегу». Для них не нужны тарелки – завернул багет в салфетку и броди вокруг мангала, общайся с друзьями

30 мин

gastronom

МакХэппи День 2014 провозгласил полоски символом добрых дел и поставил новый рекорд благотворительности
МакХэппи День 2014 провозгласил полоски символом добрых дел и поставил новый рекорд благотворительности

Тринадцатая ежегодная благотворительная акция МакХэппи День позволила собрать более 26 миллионов рублей для передачи в Благотворительный фонд Дом Роналда Макдоналда, что является рекордной суммой за все годы проведения акции.

По материалам открытых источников

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов
Ваши данные защищены reCAPTCHA
КОММЕНТАРИИ
Уже зарегистрированны на gastronom.ru? Войдите или оставтье комментарий как гость
Ваши данные защищены reCAPTCHA

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image
Ещё больше рецептов и вкусных идей в наших соцсетях