Какая гадость ваша заливная рыба!
Главный советский новогодний фильм "Ирония судьбы, или с легким паром!", которому в этом году исполняется 45 лет, прославил во всех отношениях скромную заливную рыбу. "Как скучно мы живем, в нас пропал дух авантюризма, — говорит подвыпивший Ипполит Надежде, усевшись в пальто и шапке за новогодний стол, — мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие хорошие глупости". И вдруг неожиданно восклицает: "Какая гадость! Какая гадость эта ваша заливная рыба!". После чего наливает себе стакан вина и закусывает куском черного хлеба. После этого эпизода все советские женщины, мечтавшие выйти замуж за такого интеллигентного человека, учились готовить это блюдо. Попробуйте и вы по нашему рецепту.
А я так люблю крабы
В отличие от Нади, которая готовила так себе, невеста Жени Лукашина Галя была мастерица. По крайней мере, очень старалась. Собственно, с этого и начинается фильм "Ирония судьбы, или с легким паром!": Галя предлагает возлюбленному остаться дома вдвоем и не идти в гости к Катанянам, рассчитывая получить предложение руки с сердца. "Ну это же мои друзья, — вдыхает Женя, — и потом, ты же салат уже приготовила из крабов. А я так люблю крабы". В то время дальневосточные крабы считались деликатесом, хоть и продавались в виде консервов. Но видя, что женщина не уступает, Лукашин выкладывает последний козырь: "А как же мама?". "А мама уйдет! Мама все приготовит, накроет на стол, я ей, естественно, помогу. У тебя мировая мама!". В итоге Галя будет встречать Новый год вдвоем с салатом с крабом.
Луковый суп по рецепту Дюма-отца
Скромный страховой агент Юрий Деточкин, герой фильма "Берегись автомобиля" (1966 г.), тоже живет с мамой. Пытаясь восстановить справедливость, он угоняет автомобили у состоятельных людей, перепродаёт их и вырученные деньги переводит детским домам. Возвращаясь после очередной такой "командировки", Деточкин усаживается за обед. "Ешь, не сутулься! — хлопает его по спине мама, — последняя книга Дюма была кулинарной. Ты ешь луковый суп по рецепту великого писателя Дюма-отца". Юре суп очень понравился, но не очень понравилось сообщение мамы о том, что его командировки кажутся подозрительными не только ей, но и его невесте Любе. Ведь она "не желает выходить замуж за недотепу". Непременно нужно научиться готовить и есть вкусный французский луковый суп, даже если вы не знакомы с творчеством Дюма-старшего.
Я такой салат делаю лучше, чем твоя жена
Замечательная кинолента "Служебный роман", вышедшая в 1977 году, может показаться на первый взгляд скучноватой, особенно молодому поколению, но на самом деле — это манифест взаимоотношения полов. Она о том, каким должен быть мужчина и какой должна быть женщина, как правильно флиртовать, ухаживать и выстраивать отношения. Многие советы актуальны даже сегодня, вспомните секретаршу Верочку: "В женщине должна быть загадка! Головка чуть-чуть приподнята, глаза немножко опущены, здесь всё свободно, плечи откинуты назад. Походка свободная от бедра. Раскованная свободная пластика пантеры перед прыжком. Мужчины такую женщину не пропускают!"
Есть в этом фильме и тоска по утраченной любви, очень точно воплощенная в одной фразе. На домашней вечеринке у Юрия Григорьевича Самохвалова, недавно вернувшегося из-за границы и угощающего коллег швейцарским сыром и греческими маслинами, Олечка, в исполнении Светланы Немоляевой, говорит своему давнему возлюбленному Юре: "Я такой салат делаю лучше, чем твоя жена. Туда надо добавлять тертое яблочко..." Не очень вежливо критиковать кулинарные способности хозяйки вечера. "Характер у тебя не изменился", — подмечает Самохвалов. Кстати, точно не известно, о каком салате идет речь в фильме. Скорее всего, это оливье с яблоком.
Хванчкару пили, Боржом пили
Еще одна отличная кулинарная сцена в фильме "Служебный роман" случается, когда Новосельцев интересуется у Людмилы Прокофьевны, как она себя чувствует "после вчерашнего". Чтобы не упасть в грязь лицом и сделать вид, что у нее есть вполне состоятельный ухажер, Калугина нервно сочиняет: "За мной заехал мой приятель... на собственной "Волге". Мы приехали "Арагви". Мы там ели, угощались. Цыплята табака, сациви, купаты, шашлыки, чебуреки. Хванчкару пили, Боржом пили..." "Но вы же непьющая", — подлавливает ее Новосельцев. "Почему же непьющая? Очень даже! От хорошего вина не откажусь, тем более в хорошей компании". Действительно, почему бы не приготовить цыплят табака под хорошее вино.
Рыбка, рыбка, где твоя улыбка
Настоящая ода советским заведениям общепита – это, конечно, фильм Эльдара Рязанова 1965 года "Дайте жалобную книгу". Журналист газеты "Юность" Никитин приходит в ресторан "Одуванчик", где они с друзьями планируют "посидеть, выпить легкого винца, послушать музыку". Но официантки здесь обслуживать не спешат и, вообще, считают, что хуже их работы работы нет, поэтому гости жалуются на долгое ожидание: "Мы пришли сюда молодыми!" Тут же в фильме появляется знаменитая тройка – Трус, Балбес и Бывалый, которые ведут задушевные разговоры друг с другом и едой. Например, герой Георгия Вицина разговаривает с рыбой: "И рыба копченая не пьет. А чего ей пить, если она сама – закуска!"
И скажи там нашим на кухне, пусть поджарят на хорошем масле
Вторая серия фильма "Вокзал для двоих" начинается со сцены в ресторане: застрявший на станции Платон Рябинин пригласил официантку Веру на ужин в ресторан на вокзале, в котором она же и работает. Подруга-официантка с завистью подходит к столу и нехотя принимает заказ. "Заказ будет делать дама", — решает Рябинин. "О, да я эту филькину грамоту наизусть знаю, она мне ночами снится, — говорит героиня Людмилы Гурченко официантке Виолетте, — значит так, пить будем... армянского три звездочки. Триста. Да, и скажи Константину, чтобы не разбавлял, это для меня. Закуска, скажи шефу, что это для меня. Пусть достанет из загашника колбаски там... салатик. Киевские колеты. Два раза. И скажи там нашим на кухне, пусть поджарят на хорошем масле". "А обычно на чем жарят?" — удивляется Рябинин. "Ну зачем вам знать то, чего не нужно знать, а?.. И мороженое!" — завершает заказ Вера. Вдогонку Виолетте Платон кричит: "И скажите там, пожалуйста, что это для Веры, и чтобы в мороженое ничего, кроме мороженого, не клали". Как хорошо, что мы можем приготовить котлеты по-киевски на том масле, на котором хотим.
А вы мне пока икорку красненькую передайте
Главный герой фильма "Забытая мелодия для флейты" (1987 г.) Леонид Семенович приглашает медсестру Лидочку в гости, пока его жена на архитектурном симпозиуме в Ленинграде. Покорить красавицу он решает, накрыв шикарный стол: тут и консервированные крабы, и черная икра, и красная, и ветчина, и разносолы, и вино. "Это что же, вы каждый день так едите?" — спрашивает Лидочка. "Должность такая. Я ведь вращаюсь около...," — загадочно отвечает чиновник. Вкусно — не оторваться! На просьбу подарить ему поцелуй, Лидочка отвечает: "Сейчас, сейчас, только грибочек доем! А вы мне пока икорку красненькую передайте." И вообще, сначала даме дают поесть, а потом все остальное.
Режиссер с сосиской
Сам Эльдар Рязанов неоднократно появлялся в своих фильмах, но в "Небесах обетованных", снятых в 1991 году, он прекрасно отыграл немую сцену с едой. С сосиской. Бедная пожилая женщина Катя Иванова, потерявшая память, бродит по улицам в поисках еды и заходит в кафе. Подбитым глазом она смотрит на мужчину, уплетающего сосиску с чаем, — это и есть Рязанов. Не выдержав голодного взгляда, он отдает нищей женщине пирожок, оставляет недоеденную пищу и уходит. Очень хороший человек. Добрый.
Замечательные фильмы замечательного режиссера!
Любимый режиссёр! Любимые фильмы! Замечательные блюда!