Семёнов день – начало индикта
1 (14) сентября отмечается Семёнов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семён-летопроводец) – это день памяти преподобного Симеона Столпника. Он был пастухом, пас овец на территории современной Турции – в Каппадокии. Потом ушёл в монастырь, стал послушником, а затем иноком (монахом). Прославился аскетичным образом жизни и тем, что сложил столп высотой 4 метра, а на вершине соорудил келью. Из неё он читал проповеди, и был известен по всей Римской империи. Многие знатные люди и вельможи обращались к нему за советом. На столпе он прожил более 40 лет из своих ста трёх.
С Семёновым днём на Руси совпадало окончание старого лета (года) и начало нового, поэтому Симеон Столпник стал в народе называться ещё и «летопроводец».
На 1 (14 сентября) ранее приходился особый «чин препровождения лета», празднование церковного новолетия – «начало индикта». Это было связано с важным событием, состоявшимся в 325 г. на первом в истории христианства Вселенском соборе (Никейском соборе). Тогда руководителями церкви было принято решение перенести начало нового года с 1 марта на 1 сентября. Дата была важна не только как праздник, но это было и начало нового периода в 15 лет (индикта), по окончанию которого с подданых Империи собирали налоги.
Позже «индикт» стал синонимом слова «год» или «лето». А у славян «новый индикт» – «новое лето» или «новолетие», по-русски «новый год». В Восточной христианской церкви новолетие, назначенное на 1 сентября, превратилось в церковный праздник. В этот день молились и просили у Бога благословение на наступивший новый год.
Славянский Новый год и чем он был замечателен
В Новолетие люди ходили друг к другу в гости и часто засиживались до утра. Встречать новое лето было принято у самого старшего в семье. После семейных посиделок шли в церковь к заутрене. Москвичи отправлялись на службу в Успенский собор, что в Кремле. Там патриарх проводил особое богослужение с участием царя, для которого строили специальный помост, укрытый коврами. Зрителями были и простые горожане, и вельможи, и иностранные послы, и духовенство, и служивые люди. По окончанию действа из царской казны раздавали щедрую милостыню.
Последнее такое торжество прошло в 1699 г., а в 1700 г., согласно Указу Петра I, празднование нового года перенесли на 1 января.
А пока… 1 (14) сентября подводили итоги и намечали планы на будущий год. Не случайно новолетие было ещё и «судным днём». Если какие-то споры не были завершены, в этот день они обязательно решались самим Государем. Его решение – царёв суд – приравнивался к Божьему, о чём говорилось и в приговорах: «Пойманы вы есть Богом и Государем Великим».
Этот день именовался ещё и «срочным днём» – он был последним для уплаты податей и пошлин. Сезон заканчивался и вместе с ним заканчивались все хозяйственные договоры.
Семёнов день – праздник псарных охотников. Они отправлялись в первый выезд в поля, притравливать зайцев. Говорили, что «от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи».
Что делали в Новолетие русские крестьяне
Важен был Семёнов день для крестьян – «Семён лето провожает» и «Семён бабье лето наводит». В этот день встречали осень и начинали «старое» бабье лето. Оно в то время продолжалось до 8 (21) сентября – до дня Рождества Богородицы. Неделю потепления называли «семёновской» или «семенскою» и приговаривали: «Как ни хвались, баба, бабьим летом, а всё глядит осенина – матушка. На дворе сентябрь – в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!».
С 1 (14 сентября) связано много народных примет, говорящих о будущей погоде осенью и зимой:
- Если на Семён-день тёплая погода – вся зима будет тепла
- Сухая осень, коли на Семён-день сухо
- На Семёновы осенины много тенетника – осень долгая да ясная («тенетник» – это осенняя паутина, летающая по воздуху)
У крестьян свободного времени становилась чуть больше, и они могли себе позволить подумать о завтрашнем дне – то есть о своей смене. Известна поговорка: «На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай». Она связана с обрядом «постригов» и «сажания на коня», главными героями которых были крестьянские и вельможные сыновья 3-4 лет. Волосы, состриженные с детской головы, матери зашивали в ладанку (маленькие мешочки с ладаном) и её было принято хранить всю жизнь. После этого мальчика сажали на объезженного смирного коня и, держа лошадь под уздцы, проводили несколько кругов. Потом передавали ребёнка куму и куме, а те уже – матери. Взамен крёстные получали подарки, а те одаривали своего крестника и над его остриженной головой разламывали пирог с пожеланиями богатства и счастья.
В Великом Новгороде и окрестностях ходило поверие, что на Новолетие на утренней заре из воды на берег выходит рыба-угорь и ходит по лугам. Утренней росой она смывает с себя все хвори, передавая их человеку. Поэтому в этот день нельзя было выходить на берег реки, пока солнце не высушит росу. На Руси угорь был табуированной рыбой. Есть её разрешалось только во время голода, да и то нельзя было касаться головы и хвоста. Эту рыбу представляли в образе водяного змея, за грехи лишённого возможности жалить людей и животных.
Вообще Новолетие было днём, связанным не только с рыбой и лошадьми, но и с птицами и насекомыми. Считалось, что в Новолетие чёрт меряет воробьев мерою: сколько взять себе, а сколько выпустить. В этот день действительно было трудно увидеть маленьких птах.
Что касается насекомых, особенно приносящих неприятности людям – от мух и комаров и до клопов и тараканов, их было принято в этот день хоронить. Ответственность за этот обряд лежала на незамужних девицах. Сначала они из твёрдых корнеплодов (репы, свеклы, брюквы или из капустной кочерыжки) делали маленькие гробики. Потом одевались в нарядное, и с особыми песнями, присказками, а порой и розыгрышем целых мизансцен закапывали гробики с насекомыми в землю. В некоторых регионах даже устраивали поминки, которые заканчивались гуляниями и угощениями. В чём смысл этой неожиданной затеи? Конечно, мухи и прочие «вредные» насекомые не шли никогда на пользу крестьянскому хозяйству – их во все времена стремились из дома выгнать, но похороны мух были, прежде всего, смотринами! Женихи выходили смотреть на невест и выбирали самую красивую или самую нарядную, самую голосистую или самую рукодельную – кому что любо было. Ведь если наступило Новолетие, значит приближается время свадеб. В народе считалось: «С Семёна-дня до Гурия (28 ноября/11 декабря) идут свадебные недели».
Сергей (гость)
21 сентября 2022 г.Насчёт, когда те славяне "начинали «старое» бабье лето", цитирую: Оно в то время продолжалось до 8 (21) сентября – до дня Рождества Богородицы. И даже здесь две ошибки сразу, во-первых после 8-го, во-вторых не стоит путать Семёнову неделю с еврейским Новым Годом, Судом страшным и днём рождения столицы нашей родины - Москвы, таки уже промолчу за куликов, которых Указом сдвинули на сей день - День Рода и Роженицы, обозначив, таким образом, битву христиан с язычниками, а не русских с татарами... Причём, перенос Дня Куликовской битвы был попросту приурочен к Рождеству, вопреки календарным расчётам и без особых возмущений прихожан и служителей. А вот с лосихами интересно, кстати, у лосих бывают рога или нет? Спасибо.
Aleks, а вы с начала текст читаете или вырываете отдельные слова? Относительно церкви. Цитата "Это было связано с важным событием, состоявшимся в 325 г. на первом в истории христианства Вселенском соборе (Никейском соборе)". Разобрались с временем, событием и верой в 3 абзаце, а в 5 рассказали о народных обрядах. Что здесь вне логики?) Если вас смутило слово "славяне", то и сейчас славяне никуда не делись) И сейчас тоже славяне ходят в церковь. Так кто у нас "неуч"?)
Aleks (гость)
5 ноября 2021 г.Как дочитал до места "После семейных посиделок шли в церковь к заутрене", мой интерес к статье пропал. Славяне...шли...в церковь?! Вы что пишете, неучи?!
Konstanta, спасибо за комментарий! меня так поразил этот обряд с насекомыми, что я захотела поделиться этими знаниями со всеми) много читаю про язычество, но не ожидало, что славяне будут устраивать такие "развлечения".
Спасибо за интересную статью.