Про образование
Я родился в Ленинграде в 1988 году. До 28 лет жил в Питере, обожал свой город и, кстати, до последнего не хотел переезжать в Москву. В школе учился без троек: все-таки я из интеллигентной семьи. Правда, пятёрки были только по физкультуре и ОБЖ. Точные науки — совсем не моё. Поэтому после школы решил поступать в Ленинградский областной колледж культуры и искусства на театральное отделение. Выбрал режиссуру, хотя постановка спектаклей включала и актёрское мастерство, и историю театра, и сценографию. Сдал экзамены блестяще — басня, проза, стих, пантомима, даже историю искусств России вспомнил. В общем, городского парня взяли в областной колледж — потому что был очень уж хорош.
Три года пролетели незаметно, получил диплом — педагог в детском театральном коллективе. Через год устроился в Дом детского творчества. Зарплата — слезы, восемь тысяч рублей. Но для меня это было не главное. Играл и Петра Первого, и Буратино, однажды даже был красным сигналом светофора на празднике безопасности дорожного движения! Шесть с половиной лет отработал там. В процессе сказали, чтобы получать не восемь, а двенадцать тысяч, нужно высшее образование. Поступил на «Государственное и муниципальное управление» экстерном, получил диплом и стал получать на четыре тысячи больше. Параллельно уже занимался блогингом.
Как стать блогером
Целенаправленно снимать видео и выкладывать его в интернет я начал ещё в 2008 году. Тогда интернет был по карточкам, приходилось отключать телефон, чтобы попасть в сеть. YouTube уже вовсю гремел в Америке, у нас его перевели в 2007-м, а я тогда уже зависал на Рутубе. Он был очень крутым, даже не аналог, а конкурент YouTube. И на обе платформы я заливал свои видео. Снимал всякую ерунду: пародии на рекламу, скетчи, шутки. Первый ролик до сих пор помню, каждое 19 июля выкладываю его заново, чтобы не забыть, с чего всё начиналось. Это был шуточный кастинг на «Дом-2». За 16 лет, что занимаюсь видео, перепробовал все возможные форматы. Делал обзоры на технику, автомобили, даже на театральные постановки!
Года четыре варился в собственном соку, создал сообщество начинающих видеоблогеров. Нас тогда, правда, было раз-два и обчёлся. В 2011 году мы познакомились с Костей Павловым, сделали канал LizzzTV, и уже тогда прогремели наши шоу — «Вызов», «Слабо», «Научные нубы», «Один день». С 2011 по 2017-й делали рекорды в интернете. Миллионы просмотров собирали!
В 2015 году мы с Костей за один только месяц семь раз мотались в Москву. Тогда и поняли, что пора менять место жительства. В апреле 2016-го переехали и за месяц сделали больше, чем за год в Питере! Получается, уже восемь лет живу в Москве.
Как стать фуд-блогером и не опозориться
После переезда пробовал разные форматы. Например, научно-популярные ролики: считал, сколько метров зубной пасты в тюбике, сколько икринок в банке, сколько выпаривается литр воды в кастрюле. В общем, занимался всякой ерундой. Нужно было что-то особенное! В то время моим оператором и монтажером был СуперСтас. Да, тот самый, который сейчас тоже известный фуд-блогер. И вот как-то Стас говорит: «Тебе нужен новый формат! Надо есть на камеру!» Я, конечно, покрутил пальцем у виска: «Ты что, сдурел? Кривляться перед камерой? О, всем привет! Смотрите, какая булочка, как котлета сочится! Чушь какая-то!»
Конечно, тогда фуд-блогеров почти не было. Вернее, они были, но назывались как-то иначе: кулинарные блогеры. И вот я-то как раз потом помог этому слову — «фуд-блогер» — нормально прижиться.
В общем, Стас продолжал меня уговаривать: «Слушай, есть классная тема — челлендж! Съешь 100 крылышек KFC за 10 минут!» Я долго сопротивлялся, но Стас настоял. В итоге мы сняли ролик. Правда, за 10 минут я съел всего 9 крылышек вместо 100. Я же ещё параллельно болтал без умолку. Говорю Стасу: «Всё, выкладывай! Сейчас все отпишутся и скажут, что я совсем тронулся!» Выложили мы это видео, а там в комментариях: «Макс, ты так классно ешь! А давай ещё вот это поешь! А давай то-то попробуешь!» Я сначала решил, что надо мной просто прикалываются. Оказалось, нет! Люди и правда хотели смотреть, как я ем!
И за полгода мы сняли 300 видео на два моих YouTube-канала! По два ролика в день! Снимали фуд-контент: доставки всякие, чипсы новые тестировали — в общем, еду в широком смысле, без ресторанов. Так наш канал с 300 тысяч подписчиков до миллиона дорос. Ну и контент со временем стал более профессиональным, сложным.
О любви к еде и Ольге Бузовой
Я никогда не готовил, еда для меня была чем-то обыденным. Я много чего не ел до фуд-блогинга: устриц, ежей, гаспачо — зачем нормальному человеку это есть? А теперь нет-нет, да устричка где-то зайдет, как-то распробовал понемногу. Сейчас у меня почти не осталось продуктов, которые я не ем. Ну, печень, пожалуй. Могу съесть, но без удовольствия.
А ресторанным фуд-блогером я стал благодаря Ольге Бузовой! В 2018 году меня пригласили на закрытое открытие ее ресторана BuzFood. Пока она на улице пела, я внутри съел« Цезарь», еще что-то. Видео за неделю набрало 1,5 миллиона просмотров! И тут я понял: ресторанный фуд-блогинг — это тема! Прошерстил, что есть интересного, и начал с хайповых заведений, звездных. Потом самые дорогие, самые дешевые, самые необычные... За шесть лет, что занимаюсь ресторанами, я уже больше 500 ресторанов обошел! И ведь это не просто «забежал, съел пару блюд и все». Это полноценная работа! На каждый ресторан уходит по 2–4 часа съемок.
Главные правила ресторанного блогера
Самое главное правило — всегда плачу по счету, если я на обзоре. Даже когда приглашают, отказываюсь. Я считаю, если тебя угостили, ты уже не имеешь морального права критиковать. А я хочу быть честным и объективным.
Я никогда не предупреждаю, что приду снимать. Раньше я, бывало, звонил заранее, предупреждал, что блогер, приду завтра. А в ответ бюрократия сплошная: «Вам с отделом маркетинга нужно связаться, две недели согласовывать…» Я и думаю: «Кому это нужно больше, мне или им?» В итоге стал приходить без предупреждения. Сажусь в уголке, никому не мешаю, плачу по счету, скидок не выпрашиваю, делаю рекламу, в конце концов. Имею право! Статья 29, пункт 4 разрешает съёмку в общественных местах. Лица сотрудников и гостей, конечно, не снимаю — неэтично это.
Моя задача — показать всё как есть, без прикрас. А там уже дело рестораторов — менять что-то или нет. Я критикую не для того, чтобы хайпануть и создать негатив, а для того, чтобы стало лучше. Ведь если одному мне что-то не понравилось — это еще ни о чем не говорит. А вот если несколько гостей жалуются — ресторану стоит задуматься. Хочу, чтобы бизнес процветал, а люди ели вкусно!
Я адепт хороших палочек и трубочек. Вот, помню, раскритиковал я ресторан «Горыныч» за палочки для суши. Ну совсем уж дешёвые были, не по статусу заведения. И что вы думаете? Через пару дней меня в соцсетях отмечают: мол, спасибо, Макс, прислушались, заказали фирменные. У меня даже в нескольких ресторанах есть именные мясные ножи и палочки.
Про конфликты с ресторанами
Раз в год стабильно меня не пускают снимать в рестораны. Причем в разных городах. После одного такого случая рассказал всё подписчикам. Народ меня, конечно, поддержал, начали ресторану вопросы задавать. Те сразу засуетились, извинились, мол, недоразумение вышло, вы нас не так поняли. Но я в такие заведения больше ни ногой.
Просто некоторые бизнесмены сами себе враги. Например, есть один ресторатор в Москве, в ресторанах которого «меня не ждут». Ресторанов в Москве около 19 000, так что всегда найдётся местечко, где меня и накормят, и приютят. Проблем с локациями не испытываю.
Про эмоции в видео
Что до сих пор отличает меня от многих коллег — мне всё ещё нравится то, чем я занимаюсь. Несмотря на то, что обзоры еды — это самое скучное, что есть в мире! Людям кажется, что ты все время пробуешь что-то новое, миллион ингредиентов, сочетаний всяких. А на самом деле я посчитал: есть не более 30 блюд, которые чаще всего встречаются в ресторанах. 5 видов мяса, 5 супов, 5 десертов, закуски холодные и горячие. А если ты снимаешь по два ролика в неделю, плюс еще большие двухчасовые фильмы раз в месяц, блюда время от времени повторяются: «О, снова баранина!» И как про неё другими словами рассказать в сотый раз, какая она нежная?
Я не очень эмоционирую в видео, но всегда пытаюсь достучаться до детских воспоминаний людей. Даже если передо мной обычная брускетта, я говорю: «А помните, как в детстве ждали открытия хлебного, бежали за свежим батоном... Отламываешь хрустящую верхушечку, нюхаешь и, пока домой идешь, съел треть булки. Невозможно оторваться!» И люди под меня едят и пишут: «Как кайфово под тебя есть!» или «Огромное спасибо, что скрасили мой обед».
За эти годы я набрался опыта, и если сравнить первый ролик из ресторана Бузовой и мой последний фильм про Саратов, то там два разных Макса Брандта. Раньше было примитивно: «Ммм, вкусно!», «Ммм, сыр тянется!» Сейчас другой уровень, другие эпитеты нахожу. Достаю из закромов памяти то, что было изучено в колледже культуры и искусств, читаю много литературы, смотрю интервью. Стараюсь черпать информацию отовсюду. Ведь даже фразу, не связанную с едой, можно обыграть так, чтобы она заиграла новыми красками в контексте обзора. Диплом дегустатора у меня, кстати, тоже имеется: прошел курсы по сенсорной чувствительности в пищевом университете.
Про хороший вкус и музей еды
Уже пять лет я занимаюсь чайными китайскими церемониями, там тоже есть вкусо-ароматическая составляющая. Началось всё с того, что в 2017 году популярны были челленджи «дорого-дешево». Ну и я решил сравнить соки, шоколад, чай. Познакомился тогда с одним знатоком чая, Сергеем. Он мне открыл глаза на то, каким на самом деле может быть настоящий чай. С тех пор и «заболел» этим делом. По вторникам провожу чайные церемонии для гостей в своей студии.
Еще там у меня есть пентосенсорный музей — музей 5 чувств. Это музей еды, где можно не только смотреть на продукты, но и трогать, и нюхать, и слушать. Там и безалкогольный спирт можно понюхать, и до старинных экспонатов дотронуться. Например, у меня есть борщ, который побывал в космосе. Никто, правда, их пробовать не рискует.
Как снимают ролики
Снимаю, естественно, на полупрофессиональную камеру. Всегда работаем вдвоем: оператор и я, ставим камеры, два света небольших, звук. Раньше свет с собой не брали, а сейчас без него никуда. Освещение в ресторанах обычно рассчитано на то, чтобы еду красиво подсвечивать, а не блогеров. Поэтому приходится свою технику таскать.
Монтаж — отдельная история. Самый быстрый — 6 часов. Это мы как-то раз умудрились ролик к утру выпустить. А так обычно 2–3 дня уходит. Если фильм большой монтируем, двухчасовой, про гастрономию какого-нибудь города, то там и недели мало. Ведь в каждом городе мы снимаем три дня, по 12–13 заведений обходим. Например, фильм про Саратов на 2,5 часа получился.
Многие удивляются: «Как же ты не толстеешь при таком образе жизни?» А у меня своя методика! Главный лайфхак — не мою руки перед едой! Шучу, конечно. На самом деле стараюсь соблюдать режим, не переедать. В рестораны хожу только на съемки, два раза в неделю. Ну и в каждом ресторане не больше 8 блюд пробую.
Как зарабатывают блогеры
Конечно, многих волнует вопрос, на чем же я зарабатываю. Отвечаю: на рекламе. Первая рекламка подвернулась только через 4 года после старта! За это время, наверное, роликов 400 выпустил. Три дня по ролику — такая вот целеустремленность. Дело в том, что у меня была мечта, чтобы это стало моей работой. Мы снимали клипы на коленке, без бюджета, без аппаратуры, на чистом энтузиазме, но денег не зарабатывали. Очень хотели, но не знали как!
Сейчас в каждом ролике есть рекламная интеграция, а то и не одна. Сотрудничаю с различными банками, с «Яндексом» и пр. В моей микрокоманде, помимо меня, всего четыре человека: оператор-монтажер, помощник-дизайнер-администратор и две девушки, которые занимаются продажами и документами.
Бытует мнение, что блогеры гребут деньги лопатой. Не буду скрывать, зарабатываю неплохо. Но ведь я не зря столько лет работал, чтобы добиться такого результата. Тем более что трачу на еду в ресторанах порядка 150 тысяч в месяц. Работа всей команды обходится мне примерно в 800 тысяч рублей ежемесячно. Это и перелеты, и зарплаты, и аренда офиса. Доходы? Ну, скажем так, нестабильные. Бывает 850 тысяч, а бывает больше.
Про репутацию
Одна из причин, почему меня смотрят: мне доверяют подписчики и ходят в рестораны по моим рекомендациям очень активно. Поэтому ко мне часто обращаются из ресторанов с просьбой снять рекламный обзор за деньги. Но я так не работаю. Могу сделать за деньги аудит, но не обзор.
Можно заплатить за место в очереди, чтобы не ждать год-два, ведь есть много заведений, которые я еще не посещал. Но даже в этом случае обзор будет честный, справедливый: сам плачу по счету и не показываю материал перед публикацией. Рекламные обзоры делать очень недальновидно — и с точки зрения рестиков, и для меня. Сразу все узнают и будут говорить: «А, ну с ним все понятно! Ест за еду». Так что пусть лучше заплатят за честный обзор. Да, иногда отказываются, говорят: «Нам бы кого-нибудь положительнее». Но я на такие условия не иду. Репутация дороже.
Про дружбу с рестораторами и шеф-поварами
Поначалу, конечно, переживал, что не в тусовке. Казалось, что это круто. Но потом понял: как же мне повезло, что я не стал её частью! Да, я появляюсь на премиях, форумах, мероприятиях. Но, если честно, это не так уж интересно.
Гораздо круче быть обособленным, как и в случае с обзорами. Мне не нужно подстраиваться, говорить о ком-то хорошо, если я так не считаю, ведь любое профкомьюнити очень «ежистое». Чем больше у тебя ответственности и обязательств, тем менее ты свободен. Сейчас я рад, что у меня нет глубокой интеграции с этой сферой. Иначе был бы гораздо более скованным в своих действиях.
Самое дорогое блюдо
Самое дорогое блюдо, которое я пробовал? Если не считать золотых стейков в Дубае у Нусрета за 50 тысяч, то, пожалуй, суши-«автобус» в московском ресторане Jun. 25 тысяч рублей за одну штучку! Рис, мраморная говядина вагю, три вида икры (черная, осетровая и белужья), трюфель. Берешь это произведение искусства и ешь за один укус. Там же, кстати, попробовал ядовитую рыбу фугу из Японии. Стоит, представляете, 50 тысяч рублей! Но я же контент снимаю, да и реклама в ролике есть. В общем, ролик окупился.
Очень люблю дегустировать что-то необычное. Я же фуд-гедонист! Например, пробовал французский деликатес — андуйет. Это кишка, фаршированная свиными потрохами. Пахнет, если честно, как сельский туалет. Открываешь тарелку, а оттуда… Но приходится есть, раз уж заказал. Андуйет мы ели в Марселе, во время съёмок фильма. Есть несколько уровней качества этого деликатеса, мы пробовали самый лучший. Отвратительно!
Для камеры, конечно, круто есть всякую экзотику. Но без камеры я бы ни за что не стал заказывать ни андуйет, ни сюрстреминг, знаменитую ферментированную селедку, которую, кстати, пробовал уже раза четыре. Достаточно промыть ее в воде раза четыре и на хлебушек.
Самое популярное видео
Самое популярное мое видео — то, где мы с друзьями пытались съесть всё меню KFC за 10 минут. Снимали его давно, ещё в конце 2016 года. А из обзоров ресторанов больше всего просмотров набрал ролик про «Кайф». Всё-таки хайп делает своё дело! Конечно, узкоспециализированные обзоры интересны не всем. Поэтому приходится прибегать к хайпу. За это меня, конечно, ругают некоторые коллеги. Но я считаю, что, если хочешь много просмотров, нужно работать на аудиторию. Ведь есть куча заведений, где просто вкусно: «Цезарь», пицца… Ну и что там снимать? А вот хайп — это всегда интересно!
За годы работы я стал настоящим гастрономом! Всегда обращаю внимание на ошибки в меню, например, на написание слова «рукола». Я же принципиальный и внимательный!
Про комментаторов и хейтеров
В самом начале моей «карьеры» какой-то человек оставил комментарий про мой ролик: «Хуже кошачьей …». С тех пор меня в комментариях ничем невозможно обидеть или зацепить. Я тогда погоревал немного, но с 2008 года не боюсь никакой критики.
Я читаю все комментарии, хотя их бывает несколько тысяч. Стараюсь не обращать внимания на негатив. Хотя иногда люди пишут вполне дельные вещи, за что им огромное спасибо! Конструктивная критика помогает мне становиться лучше. К тому же негативных комментариев не так уж и много — от силы 5%. В основном моя аудитория — это позитивные и адекватные люди. Наверное, потому, что я и сам такой, а люди всегда тянутся к себе подобным.
Про выгорание и еще больше еды
В 2021 году поймал себя на мысли, что начинаю выгорать. Еще бы! Столько лет в одном ритме! Раньше эмоциональное выгорание накрывало раз в год, а тут уже и полугода не прошло. Спасался новыми проектами. Ведь все старые уже как по маслу шли, а душе хотелось творчества!
В августе 2021-го меня осенило: буду снимать спецпроекты! Расписал график: раз в месяц — большой фильм, связанный с едой, но не просто ресторанный обзор. Так появился фильм про мой музей еды, про церемонию «Мишлена», про рестораны с животными.
К концу года захотелось добавить в жизнь путешествий. До этого у меня был проект «Вкусы нации», где я ездил по разным странам, пробовал местную кухню и сравнивал с тем, как те же блюда готовят у нас. Снял про немецкую кухню, про Беларусь. А вот по России еще не путешествовал.
Так, в феврале 2022 года запустил проект «Фуд-блогер в городе». Пилотный выпуск про Нижний получился на час. И он так «зашел» зрителям, что я недолго думая решил продолжить снимать большие фильмы про города России. На данный момент уже 22 фильма готово!
Сейчас у меня два YouTube-канала на 2,3 миллиона и 700 тысяч подписчиков. На одном выкладываю обзоры ресторанов, на втором — фильмы, спецпроекты, какие-то необычные штуки. Ещё у меня есть около 10 собственных телеграм-каналов с общей аудиторией тысяч 400. Недавно мне предложили снимать второй тревел-проект, так что теперь буду ездить по городам под эгидой известного бренда.
Пока нет комментариев