Что прочесть в статье:
Винная этикетка – это настоящий «паспорт», хранящий в себе всю самую важную информацию о вине. Именно благодаря ей, любой покупатель может получить первое представление о том, что ждет его в бутылке. Но, при взгляде на некоторые винные этикетки порой можно растеряться. Ведь там содержится столько непонятной на первый взгляд информации, что кажется намного проще взять уже знакомое вино и не мучаться с выбором. Однако, это ложное желание, ведь научившись правильно читать винные этикетки вы сможете найти даже в обычном гипермаркете настоящее сокровище. В этом непростом деле нам поможет эксперт – Анна Давидович, член Российской и Московской Ассоциаций Сомелье, создатель винной карты, получившей награды «Лучшая винная карта бара» и «Лучшая винная карта по бокалам», преподаватель Высшей школы экономики по курсу «Управление винным бизнесом».
На что нужно обращать внимание на этикетке
Самую подробную информацию можно прочесть не на главной этикетке, а на русскоязычной, которая расположена на обратной стороне
1. В верхней или нижней части этикетки обычно располагают информацию о том, кто выпустил данное вино, т.е. название производителя. Это могут быть как известные всем бренды, так и названия небольших виноделен.
2. Регион, в котором был выращен виноград. Иногда название вина совпадает с наименованием региона.
3. Сорт винограда также может совпадать с названием вина. Однако помните, что французы практически никогда не указывают на этикетках сорта.
«Причина тому - традиция. Как же быть? Первый и самый простой путь: развернуть бутылку и прочитать, что указано на русскоязычной контрэтикетке. По российскому закону дистрибьютор, который ввез вино, обязан там указать сорта. Однако никто не проверяет указал ли он их в правильной пропорции. Поэтому тут часто случаются казусы с процентами. Излишне доверять этой информации не нужно, но, как минимум, путеводную звезду вы получите.
Более сложный способ: вбить в интернете название вина и получить полную картинку. Существует много приложений, где по одной лишь фотографии можно получить всю информацию о вине. Например, Vivino, Wine-Searсher. Скачайте их на телефон и ваша жизнь станет проще. Но убедительно прошу не смотреть на оценки вина в этих приложениях. Помните о том, что это всего лишь мнения людей, вкус которых может значительно отличаться от вашего», – рекомендует Анна Давидович.
4. Название и адрес места, где вино разливалось в бутылки.
5. Год урожая, по которому можно определить возраст вина.
«Не верьте словам на этикетке «Reserva»/«Выдержанное». Они имеют вес только в двух странах: Испании и России. В остальных государствах эти слова не гарантирует вам ничего. Даже если вино хранилось в бочке всего два дня, то производитель имеет право сделать такую надпись (за исключением указанных выше стран)» – говорит эксперт.
6. Информация о количестве алкоголя в процентном соотношении поможет еще до вскрытия бутылки определить свою личную меру.
Часто на этикетках встречаются герб или медаль. Не стоит воспринимать их как главный ориентир, а лучше обратить внимание на рейтинги авторитетных винных критиков.
Нужно ли бояться сульфитов в составе?
Если вы опасаетесь высокого содержания сульфитов, то выбирайте игристое: в нем этого консерванта меньше, чем в белых и красных винах
На винной этикетке часто встречается словосочетание, которое приводит в замешательство многих покупателей: «содержит сульфиты». Сульфиты – это ни что иное, как диоксиды серы, которые используются в роли консерванта. Его задача – защитить вино от окисления и помочь ему сохранить свежесть, вкус и аромат. Если сульфиты не добавлять в вино, то расходы на условия его хранения увеличатся в несколько раз.
Само содержание сульфитов в вине не опасно, но при условии, что их количество не выходит за пределы нормы. Например, допустимая доза сульфитов в России для белых и красных вин соответствует стандартам ЕС – 200 мг на литр. В США производители могут добавлять в вина не более 350 мг диоксида серы на литр. Если вы все-таки опасаетесь «ненатуральных» вин, то выбирайте игристые либо красные вина. Как правило, в них сульфитов меньше, чем в других.
Как возраст вина влияет на вкус
Вкус вина зависит от множества факторов, в том числе и от возраста. Вот, что по этому поводу говорит наш эксперт: «Розовое вино всегда следует пить молодым. Такие вина редко живут дольше трех-пяти лет. Причина тому – технологические особенности. Это вино может выдерживаться в бочках, но все же, для получения удовольствия, лучше употребить его в первый или второй год после выпуска. Дата розлива всегда указывается на бутылке. Прибавьте к ней еще 1-2 года, и, если вино стоит на полке дольше этого срока, то скорее всего, оно уже погибло.
Обращайте внимание на возраст вина: от него зависит вкус
Белые и красные вина бывают абсолютно разными, и пить их можно как молодыми, так и очень старыми. Здесь все также зависит от технологии и сорта. Недорогие вина (до 1500 рублей) следует пить молодыми: 1-2 года максимум. Вина более статусные (от 3000 рублей) нужно изучать на предмет сорта, чтобы понять, когда лучше их употреблять
Есть сорта, которые изначально обладают большим потенциалом к выдержке: Шардоне, Рислинг, Пино Нуар, Каберне Совиньон, Мерло. Здесь все очень индивидуально и зависит от множества факторов: года, региона, технологии. Опять же без экспертного мнения тут не обойтись. Как минимум поговорите с кавистом в винном магазине, он сможет подсказать вам детали. Если профессионала нет, проверьте вино в интернете. Производители и сомелье всегда напишут потенциал вина».
Знаки качества европейских вин
Еще одна отметка на этикетке, которая смущает многих при выборе вина – это аббревиатуры DOC, AOС, VDQS, DOGC, QMP и т.д. За ними скрывается оценка качества европейских вин. Первыми такую классификацию ввели французы, а за ними подтянулись и другие европейские страны.
Тем, кто сразу хочет определить категорию вина при покупке (высшее, столовое, эталонное), стоит изучить значение абберивиатур
Во Франции вина оценивают по четырем категориям: AOC, VDQS, VDP, VDT, где первая аббревиатура обозначает высшую категорию, а последняя – низшую ступень в классификации (столовые вина). VDP – категория местных вин, которые создаются именно из сорта винограда, выращенного в определенной области. VDQS – вина с гарантированным качеством, которые практически заслуживают высшей оценки, и совсем немного не дотягивают до AOC.
В Италии вина также оценивают по четырем категориям. Аббревиатура DOCG обозначает эталонные напитки. Получить такую оценку очень сложно, поэтому эти вина относятся к престижным и стоят внушительную сумму. Если вы видите на этикетке итальянского вина буквы DOC, то смело кладите его в продуктовую корзину. Это вино будет по качеству примерно таким же, как и французское из категории AOC. Буквы VDT в Италии обозначают столовые вина, а IGT – вина местного производства.
DOC – высшая категория в оценке Испанских вин. Однако, если вы хотите что-то наподобие категории AOC во Франции, то обратите внимание на аббревиатуру DO. Дальше – проще: если вы видите на этикетке буквы VDT, значит перед вами вина местного производства. А категория VDM обозначает столовое вино.
В Германии больше внимания уделяют выдержки напитков, а не региону. Поэтому здесь всего две категории, разделенные на подгруппы. Если вам хочется попробовать немецкое вино высшей категории со сроком выдержки не менее пяти лет, то ищите на этикетке буквы QmP. А если вам нужно что-то попроще, то обратите внимание на столовые вина с категориями Deutscher Tafelwein и Deutscher Landwein. В винах с категорией Deutscher Tafelwein вы не найдете добавок и красителей, а вина Deutscher Landwein будут более крепкими, чем обычные столовые вина, но созданными из самых спелых и сочных ягод.
Что такое контрэтикетка?
С обратной стороны бутылки находится контрэтикетка, на которой содержится подробная информация о вине
На многих винах в помощь идут контрэтикетки на обратной стороне бутылки. Именно на ней можно найти еще больше информации о вине. Не переживайте, если видите на бутылке из Франции контрэтикетку только на русском языке – это значит, что вино было изготовлено по заказу отечественного распространителя. Контрэтикетка поможет с информацией по содержанию сахара в вине, раскроет состав продукта и даст некоторые рекомендации по хранению или подаче вина.
Дизайн этикетки
Оказывается, чем привлекательнее дизайн этикетки, тем качественнее вино: производители следят за соответствием оформления и внутреннего содержания бутылок
Всегда обращайте внимание на дизайн – не существует плохого вина с хорошей, качественной этикеткой. Если производитель тратит средства и время на работу с дизайнером, чтобы создать стильную этикетку, то точно также он относится и к своей продукции. Например, одно французское бордосское винодельческое хозяйство в разные года привлекало к созданию этикеток для своих вин таких художников как Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Марк Шагал и т.д. «Качественные производители сейчас следят не только за содержанием бутылки, но и за оформлением. Чем плотнее бумага, интереснее дизайн – тем больше вероятность купить качественное вино. Потрогайте бумагу: есть ли рельеф, объемные детали? Обратите внимание на дизайн: изображать на этикетке просто замки и писать «Шато» — это уже дурной тон (за исключением особо старых и известных домов). Такое вино в 70% случаев будет посредственным и ничем не удивит вас. Выбирайте вино по бросающимся в глаза этикетам – такой производитель точно вложил душу, чтобы вы купили его продукт. Как итог: относитесь к покупке вина как к походу в картинную галерею», – говорит Анна.
Помните, что даже если вы научитесь читать винные этикетки на уровне сомелье – вы не сможете полностью разгадать, что вас ждет под заветной пробкой без дегустации. Но вы точно не дадите обмануть себя маркетологам и в любом случае выберете качественное вино, которое порадует вас изысканным и насыщенным вкусом.
Пока нет комментариев