Содержание статьи:
Первое питание на борту
В СССР впервые вопрос о том, чем кормить пассажиров, подняли в 1930-х годах. Изначально «летающие» советские люди могли получить «бортовое» питание только на земле. В столовых и ресторанах аэропортов пассажирам предлагали заранее, через бортпроводника, заказать себе обед или ужин.
В 1936 году на линии Москва– Баку впервые появилось подобие буфета. Это была инициатива летчиков: напитки в бутылках и скромный сухой паек лежали в специальном шкафчике. Там же в копилке оставляли деньги. Идея понравилась, и многие экипажи стали повторять ее на своих рейсах.
Однако скоро этого было уже недостаточно. 5 мая 1939 года на рейсе Москва–Ашхабад полетела первая стюардесса — буфетчица Эльза Городецкая.
Вот как она описывала свою работу:
«Техника такая: берешь большущий чемодан — чем больше, тем лучше. Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочую мелочь, и тащишь все — килограммов 40 — в самолет.
Приходишь часа за два до вылета. Если в порту запарка, если в салоне не убрано, превращаешься в уборщицу — драишь самолет до полного блеска. Потом готовишь бутерброды, закуски, а там и посадка начинается. Я обычно после взлета начинала с того, что представлялась сама, потом представляла экипаж, рассказывала о маршруте. Порядок этот утвердился с тех пор везде».
Горячего питания еще не было, но можно было заказать бутерброды с колбасой, сыром или икрой, конфеты, фрукты и пирожки. А также минералку и пиво. Все это оплачивалось отдельно.
Горячие блюда
Новый этап развития гастрономической культуры полетов пришелся на вторую половину 50-х годов. Питание на борту стало бесплатным. А 15 сентября 1956 года состоялся первый коммерческий полет самолета ТУ-104 — это был борт другого класса и размера. На нем были электрические духовые шкафы (ШЭДы), в которых разогревали еду.
Меню было разнообразным. Пассажиру туристического (экономического, как говорят сейчас) класса предлагали, к примеру, на выбор: курицу под грибным соусом с гарниром, индейку или отварное мясо; салат из свежих овощей; хлеб, сыр и колбасу; красную или черную икру, масло, сахар, ломтик лимона, апельсин или яблоко, десерт или печенье в пачке, воду, лимонад, чай, кофе.
В 1959 году в самолетах появились откидные столики, без которых сейчас трудно представить кресла. До этого они были съемными.
Появились специальные цеха при аэропортах, где готовили еду для рейсов.
В 1961 году начал летать самый большой самолет своего времени — ТУ-114. Там еду готовили на нижней палубе, а к пассажирам поднимали на лифтах.
В первом классе еду подавали на фарфоре и в стекле, приборы были мельхиоровые, а скатерти льняные. В экономклассе была многоразовая пластиковая посуда и металлические приборы.
Интересный факт
Есть легенда, что растворимый кофе, который подавали на рейсах, казался густым и вкусным из-за одного секрета — в него добавляли молотый черный перец.
На некоторых рейсах в этот период появилось специальное питание: японское на соответствующих маршрутах, детское и кошерное.
Кризис жанра
В 70–80 годах были проблемы с продуктами. Особенно это стало заметно на внутренних рейсах. В меню появились яйцо под майонезом, компот из сухофруктов, курица жареная или вареная, шпроты, плавленый сыр, зеленый горошек, лечо, тушенка.
Интересный факт
В 1978 году «Аэрофлот» заключил контракт с Владимиром Высоцким. Он и его жена Марина Влади получали скидку 50 % на все рейсы. А за это певец упоминал авиакомпанию в своих текстах.
Среди его черновиков были такие:
В ожиданьи уставший народ,
Успокойся и землю не рой,
Вас в компании «Аэрофлот»
Всех накормят зернистой икрой!
Икра — всем!
Все так — черная икра для всех классов обслуживания долго была советской визитной карточкой. Даже в конце 80-х из международного терминала Шереметьево-2 улетали рейсы, где ее подавали.
Писатель Борис Стругацкий провел полную ревизию воздушного питания в своих путевых заметках за 1987 год:
«Икра, крабы, шоколад, „Кент“. Вокруг иностранцы пьют пиво из банок. Ужин: рис, горошек, ложка черной икры, пол-яйца. Соль, перец, сахар — в очаровательных пакетиках, кура (из-за которой «Аэрофлот» называют blue chickens lines), вино, чай или кофе».
После распада СССР система питания перестала быть централизованной. Сегодня на рейсах кормят по-разному, но, скажем честно, икры все-таки не хватает.
Пока нет комментариев