Духоборы (духоборцы) относятся к религиозному протестному течению христиан, возникшему в России во второй половине XVIII в. Сначала в название духовных общин общественность вкладывала негативный смысл, но потом представители церкви дали духоборам иное толкование: отрицая религиозную внешность, они являются поборниками духа.
Сейчас на Дону сложилась одна из крупнейших духоборческих общин в мире. Таких культурных центров в мире три: в канадском Калгари, в грузинском селе Гореловка и на хуторе Петровка Ростовской области.
«Церковь не в брёвнах, а в рёбрах»
Духоборы отвергают всякую обрядовость, исповедуются только богу, пост считают воздержанием от злых мыслей и дел, верят в перерождение, не клянутся, отказываются от военной службы и присяги. Общины существовали как коммуны, духоборы вместе обрабатывали земли, а собранный урожай делили поровну.
Император Александр I не видел в духоборчестве ничего плохого и выделил для общин угодья в Крыму, заодно освободив от воинской службы. Николай I придерживался других взглядов, а потому забрал у духоборов уже освоенные земли и переселил их на горные склоны Закавказского края. Высылка на территорию современных Грузии и Азербайджана произошла в 1841 г.
Массовую кампанию в защиту духоборов в международной прессе организовал Лев Толстой. В 1898-1899 гг. примерно 7500 человек эмигрировали в Канаду. Значительную часть средств пожертвовал писатель с гонораров за роман «Воскресение» и рассказ «Отец Сергий». Крупнейшую партию духоборов-эмигрантов сопровождал Бонч-Бруевич, будущий личный помощник Ленина, который попутно составил образцовый сборник псалмов духоборов.
Основатели советского государства увидели в духоборах приверженцев близких взглядов и назвали их чуть ли не первыми в мировой истории колхозниками. Не без участия Бонч-Бруевича просьба лидеров общины о переселении из Закавказья была удовлетворена, и наркомат земледелия предложил им перебираться в Донскую область осваивать сальские степи.
5 октября 1921 г. началось переселение духоборов в Сальский округ. Сначала на донскую землю приехали 40 молодых мужчин. Они избрали для себя трудную зимовку в землянках, поскольку не стали занимать дома осуждённых, погибших или эмигрировавших казаков. Целинные степи им понравились. «Трава была такая высокая, что не было видно даже всадника на лошади», – говорили они, и на следующий год к ним присоединились более 4 000 членов общины.
В 30-е годы идеология советского государства изменилась и духоборов стали раскулачивать. В послевоенное время уцелевшие общины власть оставила в покое, на сохранение традиций куда больше влиял отток молодёжи в города, естественное старение общины. В 80-е гг. решили зафиксировать уникальную культуру. В Целинский район стали приезжать фольклорные экспедиции и телевизионщики. Духоборы охотно откликались на просьбы исполнить духовные песни, показать оригинальную одежду и домашнюю утварь.
Традиции духоборской кухни
Духоборские женщины всегда прекрасно готовили. И несмотря на то, что члены общины не ели мяса, их простая и консервативная еда всегда была весьма питательной. Возможно, это объясняется длительным проживанием духоборов в горах Кавказа.
Духоборцы любят выпечку. Лапша, затирка, галушки, лапшевник, картофельник, блины, чавка, вареники, пирожки – всё это будничные и праздничные реалии общины. С тестом сочетали творог, топлёное масло и яйца. Хозяйки летом заготавливали творог на зиму и хранили его в эмалированных чугунах. Для этого молочный продукт заливали сывороткой, присаливали и укладывали гнёт. В холода получившийся заготовку использовали для начинки пирогов и добавляли в затирку (суп с клёцками).
Первые духоборы, которые прибыли из Закавказья в село Петровка Ростовской области для подготовки переселения остальных духоборцев на вольные земли Сальских степей, а затем и их единомышленники работали в колхозе имени Будённого, который позже стал носить имя В. И. Ленина. Его основными функциями было животноводство и полеводство. До сих пор бывшие колхозные земли дают урожай, позволяющий производить на территории села Хлеборобного хлебобулочные изделия, главные из которых – блины и пироги. Эти «духоборские лакомства» пекутся на большие праздники, а также преподносятся вместо каравая гостям общины.
Духоборские блины
Блины уникальны потому, что готовятся на основе молочной пшённой каши, которой заваривают взбитые яйца. Вкус блинов сладковатый, в аромате слышны ноты топлёного масла и молока.
Для приготовления 12-14 духоборских блинов нужно:
- 100 г пшена
- 1 л молока
- 100 г сахара
- 10 яиц
- щепотка пищевой соды
- 150-200 г муки
- 1 ст. л. растительного масла без запаха
- смалец или растительное масло для смазывания сковороды
- примерно 200 г топлёного масла для смазывания блинов
- соль
- Сварите пшённую кашу на молоке с половиной сахара. Не забудьте её посолить.
- В большой миске отдельно взбейте яйца и оставшийся сахар до пышной светлой массы.
- Кашу тонкой струйкой влейте во взбитые яйца, не прекращая перемешивать массу. Добавьте соду.
- Постепенно всыпайте муку до тех пор, пока тесто не станет густым, как жирные сливки. Добавьте растительное масло. Вымешайте до однородности.
- Миску накройте полотенцем и оставьте в тёплом месте на 15-20 мин.
- Раскалённую чугунную сковороду смажьте смальцем или растительным маслом.
- Выпекайте блины только с одной стороны. Складывайте их пополам, чтобы образовать полукруг. Обильно смазывайте топлёным маслом. Подавайте тёплыми.
Духоборские пирожки
Тонкие и большие пирожки из бездрожжевого теста духоборы готовят на сухой сковороде, поэтому выпечка отличается от прочей светлый цветом и тёмными подпалинами. Топлёное сливочное масло превращает сухие пирожки в объедение.
Для приготовления 12-14 духоборских пирожков нужно:
Для теста:
- 500 мл простокваши или сыворотки
- 2 яйца
- 2 ст. л растительного масла
- 30-35 г сливочного масла
- 450-500 г муки
- щепотка сахара
- щепотка пищевой соды
- примерно 200 г топлёного масла для смазывания пирожков
- соль
Для начинки:
- 1 кг картофеля для варки
- лук, по желанию
- Для начинки картошку отварите в подсоленной воде. Воду слейте, картошку истолките в пюре. К нему можно добавить обжаренный с растительным маслом лук.
- Для теста в большой миске до однородности смешайте простоквашу, взбитые с маленькой щепоткой соли яйца, растопленное сливочное масло.
- Добавьте муку, сахар и соду. Замесите тесто не слишком крутое, но и не липнущее к рукам.
- Миску накройте полотенцем и уберите в тёплое место на 1 ч.
- Тесто разделите на части примерно по 80-100 г. Каждый скатайте в колобок, выложите на стол, подпылённый мукой на некотором расстоянии друг от друга и накройте полотенцем. Оставьте на 20-30 мин.
- Каждый колобок раскатайте скалкой в круг. В центр положите картофельное пюре, слепите края и тонко раскатайте пирожок (до 1,5-2 см), чтобы шов был посередине.
- Готовьте на разогретой сухой чугунной сковороде с двух сторон под крышкой.
- Каждый обильно смазывайте топлёным маслом. Отдельно можно подать растопленное сливочное масло, в которое каждый может обмакивать пирожки.