Есть версия, что впервые чай в России появился при дворе Михаила Фёдоровича Романова, первого русского царя из династии Романовых. В 1618 году он получил в подарок от китайских послов несколько ящиков чая.
Миф 1. Жители царской России чай сразу полюбили, и он стал традиционным напитком дворян и купцов.
50/50. В издании «Экономическое наставление дворянам, крестьянам, поварам и поварихам» Сергея Васильевича Друковцева, члена Вольного Экономического Общества от 1788 года есть глава «О кофе и чае» (здесь и далее используем современное написание и орфографию, без «ять» и т.д.). Друковцев, автор первой поваренной книги на русском языке, пишет: «В России пред недавнем временем кофе и чай никто употреблять не хотел; а ныне к нему многие привыкли, что даже пахотные крестьяне, будучи в разносчиках, вкус находить начали».
Интересно, что в этом же издании есть совет, как правильно вести домашние финансы. Для этого годовой доход нужно поделить на 10 частей и каждую тратить только на определённые нужды. В них входит содержание и воспитание детей, оплата квартиры или содержание дома, на платье и обувь и тд. Восьмой пункт определяет ещё одни траты: «На чай, кофе, сахар, водку, вино, пиво, свечи, дрова и прочие подобные тому домовые мелочи».
Миф 2. Появление чая в России было окружено домыслами и слухами
Правда. В той же книге Друковцева читаем далее: «Многие безо всякой осторожности чай употребляют таким образом: возьмут чай, зальют горячей водой, пьют не рассуждая о том, что всем уже известно, что чайный лист собирают руками в тёплое время, скатывают и просушивают, потом набивают, рассыпают на фунты и наконец раскладывают по пачкам потными руками безо всякой осторожности и чистоты, а иногда из них (работников чайного производства) бывают некоторые одержимы разными болезнями. Мне видеть случилось и то, что после питья чаю у здорового человека вдруг заболело горло; лекарь это называл простудою».
Миф 3. Чай в России сначала рекомендовали пить как лекарство
Правда. Продолжаем читать «Экономическое наставление»: «Однако было и другое. Но если кто охотник пить чай, тот должен, конечно, прежде пыль с чаю (листов чая) сполоснуть и потом употреблять полезнее больным, а не здоровым».
Кстати, слово чай на русском языке впервые встречается именно в медицинских текстах середины XVII века, например, в Материалах для истории медицины в России.
Миф 4. Чай в России всегда хранили бережно и в особых условиях
Правда. Уже в 1788 году знали, что «чай должно держать в таком месте, чтобы другого запаху никакого не было; потому что он всякий запах в себя принимает. И продавать его следует в особых лавках».
Миф 5. Чай в России повсеместно стали пить из самовара во второй половине XVIII века
Правда. По старым фотографиям и документам, сохранившимся в ГлавАрхиве можно узнать, как в царской России сервировали чайный стол, что подавали к чаю, как рассаживались хозяева и гости.
В центре стола – непременный самовар. Если во второй половине XVII века самовары производились практически поштучно, к 1850-му году в Туле действовало 28 самоварных фабрик. Самовары были разнообразных форм и обязательно блистали именным клеймом мастера: Баташовых, Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных и других.
Вокруг самовара расставляли чайную посуду. В купеческих, крестьянских домах и трактирах России пили чай в основном из фаянсовой посуды, производимой в Дулёве, Вербилках, Гжели.. Дворяне сервировали чайный стол русским фарфором, который выпускал Императорский фарфоровый завод.
В какое бы время ни пришёл гость, для него в Москве было принято ставить самовар. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. А разливать чай надлежало хозяйке, иногда она обращалась за помощью к старшей дочери или невестке. Чашку принято было передавать двумя руками с улыбкой и пожеланием: «На здоровье!». Принимая чай, полагалось ответить: «Спаси Бог вас».
У каждой хозяйки в дореволюционной России конца XIX и начала XX вв был свой секрет чая. Для заваривания использовалась особенная мера: «перст» или в современной интерпретации – щепотка, которая удерживается большим и указательным пальцами.
В дореволюционной России существовала также мещанская субкультура чаепития, которую определяли чиновники, служащие, лавочники, разночинцы, подчас копируя и объединяя «дворянские» и «купеческие» чайные традиции. Дмитрий Николаевич Ушаков, филолог и составитель «Толкового словаря русского языка» был ещё и замечательным рисовальщиком. В личном архиве Дмитрия Николаевича сохранился рисунок с изображением чиновник с супругой за чаепитием. Супруга чиновника пьёт чай из блюдца. Интересно, что даже в XX веке в домашнем чаепитии кое-где сохранилась традиция переливания горячего чая из чашки в блюдце и питья из него.
Кстати, именно во время чайных посиделок мещан в царской России сформировался музыкальный жанр городского романса.
Миф 6. В XIX веке – до 1855 года – чай в России не покупали, а обменивали
Правда. В середине XIX века годах ввоз чая составлял до 95 % всего китайского импорта в Россию. Торговля чаем велась тогда на основе натурального обмена. Китайцы поставляли чай, а русские купцы отправляли в Китай меха, ткани, выделанные кожи, изделия металлургии. Ю. Иванов в Энциклопедии чая пишет, что за два пакета чая давали шкурку одного соболя.
Самым дорогим в царской России был чай с типсами, листовыми почками чайного куста. Есть версия, что благодаря ему и появился популярный сейчас термин «байховый чай», которого нет в других странах и языках – только в России. Говорят, что китайские торговцы, нахваливая свой чай, упоминали о типсах. На китайском языке они называются «бай хоа» («белая ресничка»). Наши купцы для простоты и своего удобства стали называть самый ценный чай просто – байховый. Позднее в России любой рассыпной чай так и стали наименовать, только к типсам он уже не имел никакого отношения.
Миф 7. В XIX веке чаепития с самоваром устраивали в России и дома, и на природе
Правда. В дореволюционной России было модно располагаться со своим самоваром и чаем на природе, и для этого не обязательно было ехать далеко за город. Из Петровского парка (ныне парк около метро «Динамо» и Петровский путевым дворцом) шла дорога в сельцо Зыково. Поблизости от него находилась роща, куда, как отмечается в путеводителе по Москве и окрестностям 1894 г., горожане любили выезжать на чаепитие.
В ГлавАрхиве Москвы есть коллекция тематических фотореликвий. Среди документов семьи Анатолия Оттовича Гунста, архитектора, художника, преподавателя, актёра, основателя Училища изящных искусств и создателя вместе с Вахтанговым Студии драматического искусства, основы Вахтанговского театра – фотографии членов семьи во время чаепитий в их доме в Староконюшенном переулке, 4.
И на даче.
Это фотография членов семьи Гунстов на природе в Подмосковье, недалеко от усадьбы графа Шереметьева (сейчас это берег Останкинского пруда рядом с телебашней).
На изобразительных документах из коллекции документов купцов Морозовых запечатлён момент чаепития Викулы Елисеевича (внука Саввы Морозова, основателя рода курцов, промышленников и меценатов) и Евдокии Никифоровны с гостями на веранде их дома.
А вот снимок, сделанный в имении Петра Петровича Щапова, купца, деятеля Московского купеческого собрания и Московской городской думы, известного филателиста в с. Подсолнечная гора Калининского уезда Московской губернии, где он с родственниками и гостями за чайным столом.