И только в самом крайнем случае примет решение самостоятельно. Не удивительно, если это решение дается ему со скрипом – ведь, по большому счету, кроме дешевой сетевой пивной рядом с домом ничего не приходит в голову. А туда серьезного делового партнера не пригласишь.
Ниже – перечень проверенных ресторанов, которые стоит иметь в виду, чтобы не испортить вечер сугубо мужской компании.
Ресторан Бавариус довел идею пивного досуга до абсолюта. Взяв за точку отсчета мюнхенские пивные сады, ресторан не поскупился на детали – деревянные скамьи, официантки в легкомысленных баварских юбочках, шумные застолья, тирольская музыка.
При доброй сотне посадочных мест может возникнуть нехватка свободных столов: желающих скоротать вечер за одним из девяти сортов «живого» пива хоть отбавляй. Тем более что выбор без преувеличения замечательный: начиная с фирменного светлого нефильтрованного Бавариуса (320 рублей за литр) и заканчивая немецким «Кульмбахер» (440 рублей за литр).
Важный козырь местной кухни – монументальный гриль и собственная коптильня. На исходе зимы организм начинает настоятельно требовать всех этих жареных рулек, копченых ребрышек и прочих запрещенных диетологами, но поднимающих жизненный тонус вещей. Порции «Бавариуса» наводят на мысли о гигантомании: фирменная свиная колбаса «Менненштольц» метр длиною и килограмм весом (1150 рублей) – кардинальное решение вопроса, от нее можно не оторваться и до полуночи. В той же весовой категории выступают целая свиная ножка айсбан (870 рублей) и большие баварские пельмени «Маульташен» с копченой грудинкой (480 рублей).
Встретиться после работы, прорваться сквозь пробки, расположиться большой хмельной компанией за длинным столом с щедрыми пивными разносолами и не упускать из виду полногрудых фройляйн, разносящих жаждущим кружки пива. Чем не круглогодичный «Октоберфест»? Пусть потом и придется отработать двойную норму в спортзале.
Ресторан Бавариус: Садовая-Триумфальная, 2/30, стр. 1, м. Маяковская
Место для тех, кто готов превратить правильно прожаренный стейк в центр собственной гастрономической вселенной. Единение России и Латинской Америки в интерьерах классического мясного ресторана смотрится весьма кинематографично. Прочность и основательность предприятия олицетворяют витиеватые кресла, светлое дерево, камин со свечами и штатный специалист по сигарам - фумилье. Ни одной дешевой детали, ни одного кричащего пятна. Ресторан будто специально «заточен» на обстоятельные обеды с особо важными деловыми партнерами. Приглушенный свет кабинетных ламп над столами, тихая живая музыка, хорошая звукоизоляция. Официанты стоят в отдалении, в рот не заглядывают, но возникают за спиной по первому зову.
Большинство гостей в зале – это солидные господа в хороших костюмах – из кухни им приносят крупные куски мяса или рыбу на мини-жаровнях. Под жаровней на столе горит огонь, чтобы еда оставалась горячей и «с дымком».
Эль Гаучо играет в мужские игры – стейки, вырезки, бычьи хвосты. Из хвостов варят суп (450 рублей). Остальное идет на гриль. Хит программы – большой говяжий стейк «ЭЛЬ ГАУЧО» (1950 рублей).
Доказательство виртуозности «мастера гриля» (есть в Эль Гаучо такая специальная должность) – возможность для клиента выбирать из семи (!) возможных степеней прожарки мяса (для сравнения: в стейк-хаусе GOODMAN практикуют только пять). Знатоки могут вволю медитировать над тем, какой «рибай» им больше по вкусу: «blue» (почти совершенно сырой) или «rare» (тоже красный внутри, но с подпеченной корочкой), благо качество отборной аргентинской говядины эксперименты по сыроедению вполне позволяет. Хотя самый частый заказ - стандартный medium well, хорошо пропеченный стейк с ароматным прозрачным соком.
Ресторан Эль Гаучо: ул. Садовая-Триумфальная, 4/10, м. Маяковская
Каждый мужчина в душе – охотник. Пусть даже он никогда не держал карабина в руках. Согласитесь, в этом что-то есть. Недаром так греют душу миролюбивого горожанина всевозможные «охотничьи» рестораны.
Ресторан Экспедиция - это больше, чем просто заведение общепита. Кроме собственно ресторана, особняк в центре города вмещает еще и баню, и один из лучших магазинов всевозможного походного снаряжения. Все сделано так, что, едва свернув с улицы Солянки, внезапно оказываешься за тысячи километров отсюда, где-нибудь на берегах таежных рек. Ощущение полной оторванности от московской реальности: настоящая вода из реки Оби течет под прозрачным полом, сосны склоняют над столами тяжелые ветки. Где-то нестройный хор поет о том, что «месяц кончается март, скоро нам ехать домой».
Экспедиция несет в массы заряд каэспешной ностальгии – будь это место немного подешевле, здесь собирались бы все «семидесятники», а так – только те, кто может себе это позволить.
Символ ресторана – настоящий вертолет, «приземлившийся» прямо в зале. В его кабине можно закрыться на своеобразный мальчишник, вооружившись «пайком геолога» (850 рублей) – малосольными огурчиками, гречкой и тушенкой из оленины - научиться разводить спирт и выяснить наконец «кто кого уважает».
В зале действует уникальное меню: только Экспедиция снаряжает ежегодные экспедиции от Архангельска до Камчатки в поисках новых продуктов, исконных рецептов и людей, готовых всем этим поделиться.
Строганина из морского гребешка (1540 рублей), филе оленины, зажаренное на вертеле (1470 рублей), настоящий охотничий суп (шулюм) из глухаря (790 рублей), таймень, жаренный в ржаной муке, с печёным картофелем, щавелем и клюквой (1995 рублей) — ничего подобного вы нигде больше в Москве не встретите.
Баня – тоже уникальная, сибирская. Обещают мыльный массаж, ледяную купель, оздоровительную кедровую капсулу и огненный чай с медом.
Ресторан Экспедиция: Певческий пер., 6., м. Китай-город
Вопрос «Где выпить вина?» только на первый взгляд кажется пустым. Конечно, есть люди, которые ответят «везде» или «дома». Но если кого интересует не быстрый результат, а долгий и увлекательный процесс знакомства с винной темой - винотеку Ле Сомелье в гостинице «Золотое кольцо» стоит взять на заметку.
В бутике известного сомелье Артура Саркисяна около 1500 видов вин, грапп, виски и коньяков. Полсотни из них разливает в бокалы аппарат-эноматик, не взимая грабительской ресторанной наценки. Это концепция заведения — доказать, что хорошее вино не обязательно должно стоить бешеных денег.
При желании можно устроиться за одним из пяти уютных столиков, овитых дизайнерской виноградной лозой, и пробовать все подряд, формируя собственный вкус, не прибегая к совету профессионалов.
Стандартная порция в 25 мл – приятный компромисс, чтобы раскрыть букет, а не напиться в стельку. К тому же, попробовав 8-10 разных напитков, легко уложиться рублей в пятьсот, дабы потом не чувствовать себя абсолютным профаном, изучая бесконечную винную карту какого-нибудь пафосного ресторана.
Шеф-повар Габриэль В. Алгарин создал специально для Ле Сомелье винную кухню. Каждое блюдо меню выступает исключительным тандемом к напиткам из винной карты. Особый акцент – мясо на углях. Среди большого набора закусок - бургундские улитки в чесночном соусе (550 рублей), иберийский хамон с конфитюром (720 рублей), сырное ассорти (530 рублей). И все же внушительное меню и убедительный выбор сигар – лишь ненавязчивый фон к дегустации.
Дежурный «по бутылочкам», сомелье Сергей, легко станет вам другом. Его цель – не впарить элитный алкоголь по заоблачной цене, а дружелюбно и компетентно сориентировать в тонкостях процесса. Человек, не стесняющийся познавать новое (а умный человек всегда любопытен) пропустит бокальчик австралийского Torbreck 2002 RunRig, закусит тонкий намек на опьянение кусочком выдержанного хамона, и начнет задавать вопросы. А там уж и до домашнего чтения Роберта Паркера недалеко.
Винотека Ле Сомелье: Смоленская, 5, м. Смоленская
Легендарная фраза Андрея Мягкова «понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню» со временем стала чем-то вроде универсального рецепта снятия стресса для жителя московского мегаполиса. И не только 31 декабря, и не только по праздникам – современные лукашины, а заодно и ипполиты ходят в баню гораздо чаще. Плотно закусывать, а тем более выпивать «под паром» знатоки не советуют категорически – чем это закончилось в той же «Иронии судьбы», всем хорошо известно. А вот не продолжить банное общение застольным – грех, особенно если поблизости найдется приличная точка общепита. Посетителям Пресненских бань далеко ходить не надо: в том же здании работает Presnja-café.
Вопреки названию это не скромная забегаловка, а весьма достойный ресторан, что видно уже по интерьеру: портьерам из английского бархата, дизайнерским диванам, суши-бару из оникса. Иными словами, здесь все сделали так, чтобы привлечь не только пузатых завсегдатаев приватных кабинетов, но и менее экзотическую публику. В меню – типичная московская эклектика: винегрет домашний с тартаром из пряной кильки на бородинских гренках (180 рублей) соседствует с теплым салатом с дорадой (790 рублей), а баранья ножка, томленная с овощами (710 рублей), – с жареной фуа-гра под соусом из лесных ягод и салатом маш (870 рублей). Все приготовлено с чувством, с толком и с любовью к ближнему.
В меню проверенные временем хиты. Лучшее, что есть на сегодняшний момент в Пресне для послебанного досуга, – наваристая рыбная солянка (280 рублей). Обилие в ней соленых огурцов и лимон окончательно растворяют остатки стресса, уцелевшие даже после парной. Пока несут солянку, глотните домашнего клюквенного морса (150 рублей) – а после можно смело опять вливаться в суету большого города.
23 февраля всем мужчинам - 15 % скидка на всё! Живая музыка с 20.00. Всем гостям, предварительно заказавшим стол в этот день – бутылка вина в подарок!
Ресторан Presnja-café: Столярный пер., 7., м. Улица 1905 года
В винотеке на Чистых прудах (втором магазине тех же владельцев, которым принадлежит бутик на Тверском бульваре) главный мужской аттракцион – лучшая в городе коллекция односолодовых виски, более 400 бутылок. Но и о марсале, хересе, коньяках и винах как таковых не стоит забывать: с ними здесь тоже все обстоит благополучно.
О качестве говорит формат заведения: здешнюю карту составил винный критик и издатель Андрей Григорьев. Плоды его трудов с гордостью выставлены в шкафах от пола до потолка прямо напротив барной стойки, словно богатое библиотечное собрание признанных классиков. Волей неволей начнешь изучать этикетки, особенно, если хорошенькая продавщица заботливо выбирает бутылку на самой верхней полке.
Дегустация обставлена по всем правилам профессионального этикета: места за стойкой занимают не на высоких шатких стульях, а в мягких креслах, всерьез и надолго. Минимальный розлив в 50 мл позволяет сравнить нюансы ячменного напитка: к примеру, торфяной аромат Ardbeg (808 рублей) с нотами кардамона и гвоздики виски Sсapa (741 рублей) с Оркнейских островов.
«Круиз» по пяти-шести островам со стаканом в руке может занять целый вечер. Кроме классических шотландских и ирландских версий встречаются редкие индийские, канадские и японские. Надо пробовать. Любую бутылку откупорят, нальют и охотно расскажут о содержимом.
Еда – тарелка с хамоном (792 рублей), мясная тарелка "Итальянская" (760 рублей), две сырные тарелки (642 и 690 рублей), устрицы "Жиральдо №2" (190 рублей за 1 шт.), фуа-гра с конфитюром (590 рублей), печеночный паштет (360 рублей) и паштет из косули (390 рублей) – никому впечатления не испортит. Вечерами здесь, конечно, дресс-код, однако умеренный.
Досадно только, что места по телефону не бронируют: чтобы сесть за столик после семи, нужно особое везение. Но если прорваться за двери, есть шанс застать увлекательнейший спектакль: знатоки неспешно рассматривают бокалы на просвет, осторожно водят над кромкой ладонью, чтобы вдохнуть аромат и наконец пригубить...
Уйти абсолютно трезвым и без трех-четырех бутылок в руках решительно невозможно. Обстановка в Винотеке чем-то напоминает лучшие дни Correa’s: та же манера непринужденно и безо всякого снобизма превращать житейские вроде вещи – питье и еду – в высокое искусство. Whiskey Бар: Чистопрудный б-р, 10, стр. 1, м. Чистые Пруды
По иронии судьбы, задуманный как полузакрытое клубное заведение для тружеников фондового рынка, Wall St. Bar открылся ровно за полгода до кризиса. Однако заметное сокращение «целевой аудитории», народу здесь, как ни странно, не убавилось. Наверное, дело в том, что Wall St. Bar успели освоить и работники иных специальностей: рекламщики, пиарщики, телеведущие и прочая «творческая молодежь». В скоплении случайного народа можно встретить кого-нибудь «из телевизора» - ви-джея с «Муз-TВ» или резидента Comedy Club. Они не члены клуба, и потому в закрытый подвальный этаж охрана их не пускает. Однако гордость этой подвальной клубной зоны – терминал Bloomberg Professional, позволяющий осуществлять на месте биржевые сделки, - «не-членам» клуба вроде как ни к чему.
На открытом всем желающим первом этаже – более понятные публике приманки: черно-белые фото нью-йоркских улиц, черно-бело-красные граффити во всю стену. Длинная черная барная стойка с уличными фонарями и телефонной будкой, стилизованная под отрезок реальной Уолл-Стрит.
Все, что творится за стойкой, - это последний нью-йоркский тренд. Карту для заведения составлял один из лучших московских миксологов Сейран Геворкян, поэтому любой местный коктейль - стопроцентный образчик последней барменской моды.
Для начала – прочтение новой классики: от аперитивного Kir Royal (1200 рублей) до дижестивного Pina Colada (400 рублей). Крепкий алкоголь и свежие фрукты – вместо ликеров, такова реальность сегодняшнего дня. Одних только мохито здесь мешают с десяток вариаций – на основе маракуйи, клубники, голубики, киви, зеленого чая. Дальше – авторские миксы: встречаются с имбирем, огурцом и даже чесноком. И, наконец, гвоздь программы – смотр достижений лучших баров мира. Такого вы еще не видели. К примеру, культовый лондонский бар Lonsdale представлен коктейлем, где, помимо прочего, живет натуральный фреш бузины. Меню, как полагается модному бару, краткое и внятное: суши, роллы и сложносочиненные салаты с фуа-гра, трюфелями и морскими гадами. Дорого, но вкусно.
Wall St. Bar: ул. Волхонка, 9, стр.1, м. Кропоткинская
Старейший московский паб Черчилль на классический лондонский паб совсем не похож: слишком светло, слишком просторно, слишком чисто, слишком лощеная мебель. Скорее, он похож на гостиную англомана: дубовые серванты, бюсты премьер-министра вперемешку с фарфоровыми псами, салфеточки, даже англоязычные книги на полках – все атрибуты на месте.
Уютно: много дерева, шаги поглощает мягкий ковер с гербовым рисунком. Вечером официантов в два раза больше, чем посетителей. Публика – жители окрестных элитных дворов, большей частью - из завсегдатаев, прекрасно знакомых с барменом.
Пьют много, едят плотно, шумят умеренно. На шумный разгул Черчилль не рассчитан – слишком много всего вокруг, что легко порушить. Английской речи здесь не слышно – экспата на измученном пробками и стройками отрезке Ленинградского проспекта встретишь не часто.
По части английского пива в пабе все хорошо. Красные эли, светлые лагеры, темные стауты дают возможность каждому найти свой вкус и цвет. Выбирать придется между фирменным сладковатым Churchill ale (280 рублей за пинту), кладущим на обе лопатки Guiness или любимым британским пролетариатом Newcastle Brown Ale (290 рублей за 0,5 л). Цены совсем не пролетарские, но и разбавленной бодяги не подсунут.
Кухня готовит с фантазией: салат "Sealand" – тунец, обжаренный с мёдом и кунжутом, спаржа, кенийская фасоль, рукола, черри, обжаренный картофель и козий сыр (690 рублей), филе-миньон "Черчилльс" (980 рублей). И в этом – тоже отличие от паба английского образца, в котором к пиву можно взять разве что снэки. В Черчилль тяжелая книжка меню – с разными стейками, десертами и – совсем уж для паба нонсенс – с разделом авторских блюд «от шефа» (например, сёмга, фаршированная муссом из креветок и гребешков и запечённая под гранатовым соусом и картофельным пюре, 590 рублей).
Впрочем, оно и к лучшему: совмещать любую выпивку с обильной закуской – это у русского человека в крови. Даже если в роли выпивки - тягуче-самодостаточный английский эль.
Паб Черчилль: Ленинградский проспект, д. 66, м. Аэропорт
*иллюстрации предоставлены пресс-службами ресторанов