Как запахи влияют на наши предпочтения в еде

Как запахи влияют на наши предпочтения в еде

0Комментировать

Есть множество факторов, как генетических, так и психологических, от которых зависит, нравится ли нам определенный продукт или нет.

Как запахи влияют на наши предпочтения в еде
Как запахи влияют на наши предпочтения в еде

О чем расскажем в статье:

Зачем людям было дано чувствовать запахи?

То, как мозг будет обрабатывать сенсорные раздражители, зачастую «решает» генетический код человека. Ученые из Калифорнийского университета обнаружили, что наши обонятельные рецепторы связаны с той частью генома, которая отличается более высоким числом вариаций, чем остальные части ДНК. Поэтому реакция людей на запах или вкус одной и той же еды может быть разной.

Запах очень сильно влияет на наше восприятие еды
Запах очень сильно влияет на наше восприятие еды

В древности способность различать и запоминать запахи и вкусы помогала людям научиться выбирать безопасную еду. Например, тухлый запах говорил о том, что не стоит есть это мясо или рыбу, а горький вкус защищал от потенциально вредных ядов в растениях. Кстати, именно поэтому большинству из нас продукты с горчинкой не нравятся до сих пор.

Способность чувствовать сладкие вкусы развивалась постепенно, помогая человеку обнаруживать источники глюкозы (а значит, и энергии) в растениях. Это было необходимо для выживания, поскольку тогда продукты питания не были так доступны, как в наши дни.

От чего зависят обоняние и вкусовые ощущения?

Кроме генетических вариаций в последовательностях генов обонятельных и вкусовых рецепторов способность воспринимать определенные запахи и вкусы зависит от количества конкретных обонятельных и вкусовых рецепторов, находящихся на языке и в носовой полости. Число рецепторов может меняться – с возрастом и просто изо дня в день под воздействием внешних факторов.

Когда болеешь, вкус еды становится пресным
Когда болеешь, вкус еды становится пресным

Восприятие запахов и вкусов может измениться и после перенесенного коронавируса. Дело в том, что вирус влияет на обонятельные клетки, которые находятся в верхней носовой пазухе. Эти рецепторы передают в мозг информацию об обонятельных ощущениях. В период болезни они повреждаются, и нужно время, чтобы появились новые, благодаря чему восстановится привычное восприятие запахов.

Однако многие люди, переболевшие коронавирусом, отмечают, что после выздоровления запахи и вкусы возвращаются не полностью или же воспринимаются иначе. Причем большинство изменяются в худшую сторону и приобретают гнилостный оттенок. Особенно это касается мясных и молочных продуктов. В этом случае очень важно сохранять сбалансированность рациона и заменять животные белки растительными.

Почему вкусы и запахи связаны с эмоциями?

Конечно, восприятие запахов и вкусов не полностью предопределено. Человек обучается в течение жизни, многие вкусовые и ароматические предпочтения основаны на нашем сенсорном опыте и ассоциативных связях. Например, малыши предпочитают запахи, связанные с мамой. Да и многие взрослые люди считают приятными ароматы, напоминающие им о доме и детстве.

Интересный факт. Мы начинаем воспринимать и запоминать запахи еще в утробе матери. Французские ученые обнаружили, что эмбрион изучает запахи из рациона матери. Например, малыши, чьи мамы во время беременности ели чеснок, чаще любили его запах, чем те дети, которые не были «знакомы» с этим ароматом.

Любой салат Оливье под бой курантов покажется вкусным
Любой салат Оливье под бой курантов покажется вкусным

С возрастом в нашей «обонятельной коллекции» появляется все больше запахов, ассоциирующихся с приятными и неприятными ситуациями и людьми. Они приобретают соответствующую окраску. Что касается пищи, то самым простым примером ассоциативного обучения будет пищевое отравление. Если вы сильно отравились, то еще долго будете избегать продуктов, которыми было вызвано тошнотворное состояние.

И напротив, блюда, связанные с праздником и приятными ощущениями, будут нравиться все больше. Это частично объясняет, почему, например, в России так популярен салат оливье. Мы с детства привыкли, что он ассоциируется с приятными воспоминаниями, семейным торжеством, новогодним застольем. Хотя вкусовые качества этого салата неоднозначны, не говоря уже о калорийности и сочетаемости продуктов.

Что такое обонятельный маркетинг и как он работает?

На приятных ассоциациях построено целое направление – обонятельный маркетинг. Специалисты создают запахи, позволяющие более эффективно продавать различные товары.

Например, доказано, что большинство людей любят аромат свежего хлеба – купить мягкую горячую булочку сразу хочется даже тем, кто равнодушен к выпечке. Однако проблема в том, что запахи от хлебобулочных изделий распространяются в воздухе, пока хлеб горячий. Сами же изделия выпекаются по мере необходимости, печь целый день просто нерентабельно. Да и далеко не во всех магазинах есть свои пекарни.

Аромат свежей выпечки - один из самых соблазнительных для человека
Аромат свежей выпечки - один из самых соблазнительных для человека

Поэтому супермаркеты устанавливают в торговом зале оборудование для ароматизации. Для продажи хлебобулочных изделий сегодня можно использовать около 100 ароматов. Самые популярные и традиционно вызывающие аппетит запахи имеют свои названия: «горячий хлеб», «пекарня», «булочки с корицей», «пирожные», «кекс», «тирамису» и так далее. Подобными технологиями пользуются также в кофейнях и кондитерских магазинах. По статистике, покупатели, привлеченные любимым запахом, обычно тратят на 20% больше.

Интересный факт. Американские производители молочной продукции выпустили серию рекламных постеров, пахнущих свежеиспеченным печеньем, с которым часто пьют молоко. Таким образом они хотели привлечь покупателей и создать у них необходимые для покупки приятные ассоциации.

Еще больше информации о сбалансированном рационе и правилах полезного питания - в онлайн-проекте Роспотребнадзора здоровое-питание.рф

https://здоровое-питание.рф/

Проект поддерживают эксперты в разных областях медицины, ведущие СМИ, амбассадоры, образовательные и родительские сообщества.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда и ароматы: что такое гастрономическая парфюмерия?
Еда и ароматы: что такое гастрономическая парфюмерия?

Гастрономические или «съедобные» ароматы — уникальное направление в парфюмерии. Однако превращать еду в духи научились не так давно — первый подобный аромат разработали в 1992 году.

Эта ароматная специя в утреннем кофе поможет обуздать аппетит, уверяют диетологи
Эта ароматная специя в утреннем кофе поможет обуздать аппетит, уверяют диетологи

Чашка кофе утром — обязательный ритуал утром для многих. И он может стать полезнее, по крайней мере, для вашей фигуры.

Ароматный кекс со сливами, корицей и имбирем

РЕЦЕПТ

Ароматный кекс со сливами, корицей и имбирем

Для этого кекса можно использовать любые сливы. Кекс получится очень ароматным благодаря апельсинам и корице с имбирем - в самый раз для осеннего чаепития. Да и выглядит такой кекс очень симпатично, ...

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов
Ваши данные защищены reCAPTCHA
КОММЕНТАРИИ
Уже зарегистрированны на gastronom.ru? Войдите или оставтье комментарий как гость
Ваши данные защищены reCAPTCHA

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image
Ещё больше рецептов и вкусных идей в наших соцсетях