Как появились кулинарные шоу и почему они так популярны по всему миру?

Как появились кулинарные шоу и почему они так популярны по всему миру?

Валерия Темкина
28 июня 2023 г.
0Комментировать

Кулинарные шоу появились в эфире более 60 лет назад. Жанр выдержал конкуренцию с другими форматами и продолжает развиваться сегодня — и на телевидении, и на других платформах. Расскажем об истории программ о еде за рубежом и в России.

Как появились кулинарные шоу
Как появились кулинарные шоу

О чем расскажем в статье:

Сначала было радио

Первое кулинарное шоу было радиопрограммой. Французский ученый-диетолог и писатель доктор Эдуард де Помиан начал делиться в эфире рецептами и кулинарными историями еще в 1923 году. Вскоре появилось американское шоу 1924 года с вымышленным персонажем — Бетти Крокер — в главной роли.

Девушка с логотипа, придуманная Washburn-Crosby Company, чей образ сначала использовали в рекламных кампаниях, обрела голос и стала рассказывать об интересных рецептах. От ее имени издавали поваренные книги и продавали продукты, а в 1945 году журнал Fortune назвал Бетти Крокер второй по популярности женщиной в Америке; Элеонора Рузвельт оказалось первой. Однако телевидение создало новых героев.

Первые шоу в 1930-40-е гг.

Считается, что первым кулинарным шоу на телевидении стало "Cook's Night Out" («Вечеринка повара»). Оно начало выходить в Великобритании на канале BBC1 еще 21 января 1937 года. Его вел Марсель Булестен — французский шеф-повар и автор кулинарных книг. В роликах, которые длились по 15 минут, он рассказывал не только о классических блюдах своей родины. В его передаче шла речь о салатах, шашлыках и блюдах для пикника. Первую серию Булестен посвятил омлету.

В 1947 году в США появляется шоу "I love to eat" («Я люблю поесть»), идущее в прямом эфире — его ведет повар Джеймс Бирд. Шоу считается первой американской кулинарной программой, которую начали транслировать на сетевом телевидении. Бирд часто готовил китайские и французские блюда.

Революция Джулии Чайлд

Джулия Чайлд, соавтор известной книги по основам французской кухни, начала вести шоу "The French chef" («Французский повар») на американском телевидении в 1963 году. Она смогла совершить революции не только в рамках программ о еде, но и в умах простых людей — готовить вместе с ней оказалось несложно. Разогретые запеканки и сэндвичи с тунцом перестали занимать местом на кухнях американцев. Они начали готовить шоколданое суфле и кок-о-ван — цыпленка в вине.

Фотокредит - kinopoisk.ru
Фотокредит - kinopoisk.ru

Очень высокая, шумная, смешливая женщина сорока лет стала очень популярной: она готовила легко, непринужденно, снимая выпуски с одного дубля. Чего ей стоила эта легкость можно только догадываться, или посмотреть об этом новый сериал от HBO «Джулия». Еще одна хорошая иллюстрация — фильм 2009 года «Джули и Джулия» с Мерил Стрип в главной роли.

Кэтрин Коллинз, автор книги «Наблюдая за тем, что мы едим: эволюция телевизионных кулинарных шоу», пишет так о секрете успеха Джулии Чайлд: «У нее, по словам одного поклонника, были «скромные, невозмутимые манеры». Она не была ханжой — совала пальцы в соус, чтобы попробовать, облизывала ложки, роняла ингредиенты, а потом бросала их в кастрюлю. Этим она отличалась от своих предшественниц на телевидении и от своих потомков». По словам Коллинз, Чайлд не готовила себя к славе, не стремилась к отредактированному идеальному образу, поэтому ее любят до сих пор.

Развитие жанра кулинарных шоу

Мы не будем останавливаться на всех кулинарных шоу, которые выходили в разных странах. Их слишком много и каждое интересно по-своему. Например, в конце 60-х гг. англичанин Грэм Кэрр в своем шоу "The Galloping Gourmet" («Скачущий гурман») первым начал готовить со зрителями в студии — это был важный этап для жанра. А пиком популярности кулинарного телевидения стал 1993 год. Появился первый кабельный канал о еде — Food Network. Это стало признанием того, что на «гастрономической подписке» можно заработать.

Фотокредит - zdorovogotovim.ru
Фотокредит - zdorovogotovim.ru

Исследователи отмечают, что кулинарный жанр менял зрителей и менялся вместе с ними. Шоу о еде были «социальным зеркалом», отражающим мечты и желания людей, экономическую ситуацию и тенденции. Поэтому он никогда не устареет, также как криминальные драмы и мыльные оперы, которые рассказывают «нам о нас самих».

В 50-х шоу предлагали домохозяйкам простые рецепты; в 80-е роскошные блюда из дорогих ингредиентов; в 90-е и 2000-е участие знаменитостей и харизматичных поваров, таких как Джейми Оливер и Гордон Рамзи.

В шоу появляются соревновательные элементы; зрителям рассказывают о работе на профессиональной кухне и открытии ресторанов; показывают экзотические блюда из стран, где они не побывают. А сегодня, следуя тенденциями, авторы проектов много внимания уделяют ярким блюдам для социальных сетей, здоровой пище, веганству и заботе об экологичном потреблении.

В СССР и России

В России впервые элементы кулинарного появились в программе «А ну-ка, девушки», которая выходила в эфир с 1970 по 1987 гг., ее ведущим был Александр Масляков. В программы были «кулинарные конкурсы», в которых участницы соревновались в скорости приготовления простых блюд.

А первым «настоящим» шоу о еде на российском телевидении стала программа «Смак», которую запустили в 1993 году. Формат приготовления блюд вместе с гостем долго оставался популярным.

Фотокредит - kino.mail.ru
Фотокредит - kino.mail.ru

В 2022 году появляется «Кулинарный поединок» на СТС, а в 2003 «Едим дома» с Юлией Высоцкой. Во-многом, первые сезоны напоминают подход Джулии Чайлд — Высоцкая не боится ошибаться. Она учится вместе со своими зрителями. То, что кажется современной аудитории странным в старых выпусках — подгоревшие крылья или кривые сырники — тогда просто не замечали. Новый формат, интересные рецепты и необычные продукты, милая ведущая — этого было достаточно.

Со временем, на российском телевидении шоу становится все больше. Адаптированных («Адская кухня», «Мастер шеф» и другие) и придуманных с нуля. Появляются свои кулинарные каналы и «звездные» шефы-ведущие, такие как Константин Ивлев.

Кулинарные шоу не только развлекают зрителей, они формируют пищевую культуру и новые гастрономические привычки. Благодаря передачам о еде, появляются новые книги и медиа; развивается отрасль, отвечающая за производство утвари и кухонного оборудования. Как пишет Кэтрин Коллинз, «хотя у многих зрителей может не быть времени, чтобы готовить, и денег, чтобы позволить себе ингредиенты или технику из программ, все едят, знают что-то о еде и поэтому любят наблюдать за такими шоу». Поэтому в будущее кулинарный жанр нам точно придется взять.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Зачем люди кидаются тортами и почему торт стал художественным символом в современной культуре
Зачем люди кидаются тортами и почему торт стал художественным символом в современной культуре

Торт едят на все праздники. Им кидаются в американских комедиях. Под лозунгом: «Ничего настоящего — всё торт», — современные художники и повара делают свои работы. Расскажем о том, как ...

История американо: что это за напиток и почему итальянцы называют его грязной водой
История американо: что это за напиток и почему итальянцы называют его грязной водой

Для большинства людей американо — это стандартный напиток, приготовленный с помощью кофемашины. Его может сделать любой бариста. Однако у американо есть своя история: она связана со Второй ...

Окрошка, история происхождения блюда и почему окрошка называется окрошкой
Окрошка, история происхождения блюда и почему окрошка называется окрошкой

Вы когда-нибудь задумывались, что у всем знакомого и привычного блюда «окрошка» есть история? Первое рецептурное упоминание об окрошке мы находим у Николая Осипова в «Старинной русской хозяйке, ...

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов
Ваши данные защищены reCAPTCHA
КОММЕНТАРИИ
Уже зарегистрированны на gastronom.ru? Войдите или оставтье комментарий как гость
Ваши данные защищены reCAPTCHA

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image
Ещё больше рецептов и вкусных идей в наших соцсетях