Кто же в этом году ушел из России? Компаний этих довольно много, например, хлебопекарный холдинг Fazer, бизнес которого теперь бизнес принадлежит булочно-кондитерскому комплексу «Коломенский», компания по производству молочной продукции Valio теперь принадлежит российской группе компаний «Велком» и с этого года носит название Viola, 850 ресторанов McDonald’s, которые контролировала материнская компания, были закрыты и вместо некоторых из них открылись заведения «Вкусно – и точка».
Многие иностранные компании пока приостановили поставки до принятия окончательного решения, это Paulig, Coca-Cola, Rich, Nespresso, Dolmio и другие. В целом, по оценкам экспертов, на начало сентября 2022 года почти треть крупнейших иностранных компаний, работавших в России, ограничили свою деятельность в стране, часть приняли решение покинуть наш рынок через передачу новому собственнику российского подразделения и еще несколько заявили о полном уходе. Больше всего с российского рынка ушло финских компаний, это примерно 80% всех работавших организаций, чуть меньше датских – 73%, при этом, например, британских компаний – всего 35%.
Финские компания, ушедшие или планирующие уход из России – это Prisma, Fazer, Paulig и другие. Первыми отечественный рынок покинули S-Group (продуктовая сеть Prisma и отели Sokos), весной ушла компания Valio, годовой оборот российского подразделения которой составлял около 85 млн евро.
Так, что же осталось в России? И что означает уход иностранных компаний для российского потребителя? Мы решили разобраться в этом вопросе на примере компании Viola, молочное производство которой мы посетили в рамках пресс-тура. Для этого мы съездили на завод «Галактика» в Гатчинском районе Ленинградской области.
Как и с кем работают молочные производства после ухода иностранных компаний?
Иностранные компании привозили в Россию оборудование, необходимые материалы, своих специалистов для обучения российского персонала, современные схемы менеджмента и стандарты качества. Так, например, компания Valio за время своей работы с 2004 года (при этом первые поставки в Россию были в 1908! году), помогла оснастить и наладить не только работу уже готовых молочных заводов в России, но и участвовала в постройке нового высокотехнологичного завода в Гатчинском районе. Специалисты компании принимали участие в строительстве и запуске завода. Так, при участии приглашенных финских экспертов по качеству была выстроена система жёсткого биологического и физико-химического контроля продукции на всех этапах производства, от фермы до упаковки.
Сейчас вся эта точно отлаженная система продолжает работать с тем же уровнем профессионализма, ни один стандарт качества не был пересмотрен и изменен, заводы и лаборатории продолжают свою ежедневную работу. Все результатов анализов регистрируются и хранятся в российской федеральной государственной информационной системе контроля Меркурий.
А что же с упаковкой?
Наверное, многие слышали про проблемы в работе компании Tetra Pak, производящей ранее большую часть упаковки для российских молочных продуктов. Но и это уже не проблема.
Во-первых, с Tetra Pak работа частично продолжается, ее используют, например, для упаковки ультрапастеризованного молока. Также, в этом году появились новые китайские варианты упаковки объемом по 250 и 500 миллилитров, удобные для питьевых йогуртов. Но российский производители «молочки» на этом не останавливаются, продолжают искать новых поставщиков.
Что из себя представляет современное молочное производство в России?
Мы все видели фермы, где молоко красиво льется в баки, где его вручную мешают, сцеживают и т.д. Но на современном заводе вы такого не увидите. С фермы после дойки молоко привозят на молокозавод, по пути его охлаждают до нужной температуры и закачивают в 75-тонные танкеры, высотой в 4хэтажное задние. Отсюда молоко начинает свой путь по заводу. В танкерах молоко проходит первичную пастеризацию и проходит экспресс-контроль качества по 17 параметрам. При этом количество проверяемых показателей у молока сорта Elite выше, чем это требуется по российскому законодательству. После молоко по трубам поступает на очистку, пастеризацию, сепарацию и нормализацию. При необходимости в процессе молоко обогащается витаминами и макро- и микроэлементами. Эта информация отражается на упаковке.
Пройдя все процессы подготовки готовый продукт разливается в индивидуальные упаковки. Российские линии упаковки оснащены системой этикетирования «Честный знак», это наша национальная система маркировки товаров для их отслеживания, от производителя до потребителя. На производстве на упаковку товара наносят специальный штрихкод стандарта Data Matrix. В нем зашифрован код товара, ее происхождение и срок годности. Это защищает покупателей от покупки некачественного или просроченного товара.
Далее вся продукция упаковывается в коробки роботами, при необходимости охлаждается до нужной температуры и отправляется со склада в магазины по всей России.
Чем пакетированное молоко отличается от фермерского?
Большинство любителей молока уверены, что лучше купить молоко в деревне, чем в пакетах, дескать в ультрапастеризованное молоко – это как бы и не молоко вовсе. Молоко в пакетах действительно сильно отличается от молока, купленного у знакомого фермера. Но утверждение, что фермерское молоко лучше, чем заводское – это миф. Фермерское молоко бывает очень разного качества с непредсказуемым составом, в него может входить много веществ, не предназначенных для питья и еды. В то время, как состав пакетированного молока, всегда постоянен.
Вся молочная продукция тестируется на всех этапах производства: от ферм, где содержатся коровы, до готовой продукции. В частности, на Гатчинском заводе молочную продукцию под брендом Viola получают на основе молока сорта Elite. Для этого качество молока анализируют по 20 показателям и эти требования к молоку строже, чем в России и Европе. 7 из 20 показателей в России даже не считаются обязательными. Соответственно, на мелких фермерских хозяйствах эти показатели не учитываются вовсе. А молоко с рук, часто вообще не проходит никакой контроль. В первую очередь в таком "живом" молоке с ферм могут оказаться антибиотики, гормоны и стимуляторы роста.
То же самое касается не только молока, но и йогуртов, сыров, сметаны и т.д.
Крупные российские производители, такие как Viola, постоянно занимаются увеличением ассортимента. После ухода финского концерна им удалось сохранить 90% всей исходно производимой продукции в России, остальные 10% (безлактозное молоко, мороженое) также скоро возможно появятся на российских прилавках. Постоянное расширение ассортимента идет и за счет разработки новых вкусов, например, этой осенью уже можно попробовать новинки жирных йогуртов Laplandia с осенними вкусами «Лимонный пирог» и «Тыква, абрикос и пряности».
Пока нет комментариев