Гастрономические тренды: что мы будем есть в 2024 году

Гастрономические тренды: что мы будем есть в 2024 году

Владимир Гридин
19 декабря 2023 г.
0Комментировать

Известный журналист Владимир Гридин подводит итоги года и рассказывает о тенденциях, которые повлияют на полки магазинов и меню ресторанов в следующем году.

Гастрономические тренды
Гастрономические тренды (Фото: Shutterstock/FOTODOM)

О чем расскажем в статье:

Аутентичность: народные техники и местные продукты

Слово года по версии словаря Merriam-Webster’s — «аутентичность» — максимально часто встречалось в 2023 году на поварских симпозиумах и конгрессах. Сам словарь определяет понятие так: «Аутентичность часто связана с идентичностью, национальной или личной». Часто определением «аутентичный» сопровождаются слова «кухня» и «блюдо». Таким образом, еда фиксируется как важнейший признак аутентичности.

Ресторанный опыт это подтверждает. Потребители все больше зависят от происхождения и аутентичности блюд и готовы платить больше за оба фактора, поэтому в конечном итоге это открывает рестораторам возможности для более высоких доходов. Повидав все возможные виды кухни фьюжн, публика хочет вернуться к корням, воссоединиться с предками и местными обычаями, узнать больше о себе, а не о мире. Блюда со смыслом и историей, как и понимание происхождения продуктов и их пути от земли к столу, дают эту возможность. При этом национальная кухня определяется не как набор рецептов, а как понимание народных техник приготовления и знание местных продуктов. Недаром российские повара в один голос говорят об открытиях, которые они сделали во время поездок по стране от калининградской ряпушки и сибирской рыбы до конской гривы из Татарстана.

Зеленая повестка: растительная диета и мясные скауты

Веганство, вегетарианство, флекситарианство растительная диета находится на подъеме. Мясо теряет свои позиции на тарелке, промышленность отвечает на это многочисленными продуктами-заменителями, которые теперь убедительно имитируют вкус мяса. «Заменители мяса» из растительных белков после стремительного роста находятся «на плато», однако это явно еще не конец пути. Развитие здесь видится в трех возможных сценариях, каждый из которых потенциально приведет к появлению победителей.

Стратегия имитации мяса «один к одному» будет терять свою значимость, а фокус сместится в сторону богатства съедобной флоры. Рецепты будут составлены из цельных продуктов растительного происхождения (овощи, фрукты, зерна, семена, бобовые, травы, морские водоросли и т.д.), а не из изолятов и концентратов.

Вегетарианские продукты из соевого мяса все еще в тренде
Вегетарианские продукты из соевого мяса все еще в тренде

Одновременно с этим тиражирование мяса вступит в новую фазу с появлением «суперимитаторов», имитирующих особые виды мяса и морепродуктов, такие как бекон, морские гребешки, цельные отрубы премиум-класса, фуа-гра и сашими, с мельчайшими подробностями. Поставщики ингредиентов предлагают все больше решений, чтобы с поразительной точностью воспроизвести идеальную мраморность животного жира или богатый железом вкус крови.

Культивированное мясо, произведенное без традиционного земледелия, также пока «не взлетело» есть трудности с масштабированием производства за пределами лабораторий. Однако здесь эксперты считают перспективной идею гибридных продуктов: всего 10% культивированного мяса делают растительное мясо значительно более насыщенным по вкусу.

В России ни сами технологии, ни предлагаемые ими продукты не нашли пока массовой поддержки со стороны потребителя. Однако реакцией на их глобальный успех стала контртенденция. Целенаправленный отбор и осознанное наслаждение мясом проявляются в новом пищевом тренде Carneficionados, объединяющем знатоков мяса и среди поваров, и среди едоков. Достаточно вспомнить ресторан «Жажда крови» во главе со знатоком ферментации мяса Павлом Поцелуевым или Meat Coin с турецким шеф-поваром Мехметом Чалышканом, на которого работает целая группа мясных скаутов они ищут лучший скот по всей России.

Правило трех: простые ингредиенты и чистые вкусы

Тренд на простую и понятную еду продолжается движением в сторону упрощения. И это правильная тенденция. Хватит пускать дым в глаза (в прямом и переносном смысле слова!) и пытаться впечатлить публику многокомпонентными блюдами с малосъедобным декором. В тарелке должно быть минимум ингредиентов, но все они должны быть высочайшего качества. Только так стейк с картошкой фри сможет превратиться в Стейк С Картошкой Фри.

Считается, что идеальную сочетаемость демонстрируют три правильно подобранных ингредиента. Подчеркивая достоинства и маскируя недостатки друг друга, они складываются в идеальное блюдо, которое любое добавление может легко разрушить. Чистая, без дополнительной нагрузки вкусовая палитра блюда дарит больше удовольствия. В 2024 году приготовленная по «правилу трех» еда будет получать высшие баллы.

Общество мини-тарелок: маленькие порции и заказ «в стол»

«Давайте закажем все в стол» революция совместного использования привела к неожиданным последствиям, которые в 2024 году будут еще заметнее в ресторанах. Чтобы компаниям было проще перепробовать десяток с лишним разных блюд и не страдать от переедания, порции заметно сократились (справедливости ради отметим влияние на процесс и кризис стоимости жизни). Одиночкам в модных местах теперь приходится заказывать не меньше трех закусок и главное блюдо. Причем само понятие главного блюда находится под угрозой. Этот раздел меню стремительно сокращается, чтобы можно было вместить растущий перечень стартеров.

Размер имеет значение: мини-порции в ресторанах
Размер имеет значение: мини-порции в ресторанах

тренд 2024 года

Возможность (или необходимость?) заказывать блюд больше, чем в привычной формуле «первое, второе и компот», ставит под удар кошелек покупателя, подверженного «эффекту IKEA», когда множество недорогих товаров в сумме превышают запланированный бюджет покупки. На этом фоне максимально привлекательной выглядит концепция ресторана греческой кухни «Гермес» с фиксированными ценами на все блюда, а также рестораны, старомодно подающие полноформатные большие порции еды. Оба варианта могут вырасти в контртренд в наступающем году.

Лучше меньше да лучше: кафе у дома и бутерброды от шефа со звездой

Российский общепит не отпускает мечта о маленьком местечке на углу. Открыть такое хотят шеф-повара, ходить в такое грезит публика: чтобы в тапочках, чтобы узнавали, чтобы заказывать «как обычно», чтобы без натянутых улыбок, все честно и открыто. Такие бистро представляются комфортными, с доступным ценником, небольшим, но хорошо продуманным меню, с атмосферой уюта и безопасности. Такую мечту лелеют, например, Евгений Цыганов (Eno Bistro, Москва) и Максим Любимов, шеф-повар и совладелец Leo Wine & Kitchen и гастробара «Начало» в Ростове-на-Дону, а Андрей Шмаков (Savva, Москва) даже успел только что открыть собственную закусочную. Они явно считают: «Лучше делать мало, но хорошо, чем много, но посредственно». В случае успеха тренд имеет лучезарные перспективы и способен изменить восприятие и отношение к сфере быстрого питания. Преградами для него выглядит недостаток подходящих небольших помещений с невысокой арендой в густонаселенных районах и отсутствие у большинства шефов управленческих навыков, но при большом желании все это преодолимо.

Восточный синдром: специи, специи и еще раз специи

Пока в Лондоне присматриваются к карибской кухне, в России самый яркий тренд момента и ближайшей перспективы немного другая, не такая, как мы привыкли, Азия. В принципе, Азия много лет не сдает позиции, но именно сейчас очевиден новый виток этой культуры. При этом речь может идти как о малоизвестных кухнях региона, скажем, кхмерской или иранской, так и, что вероятнее, об очередных фьюжн-вариациях. Шефы и рестораторы реагируют на запрос о праздничной, нарядной еде с интересными вкусами, незаметно следуя политической и экономической повестке, развернувшейся на Восток.

Перец алеппо
Перец алеппо

трендовая специя 2024 года

Помимо прочего, тренд поддержит рост спроса на специи, способные определить как почерк шефа, так и стиль кухни, превращая один и тот же баклажан в отчетливо итальянское, индийское или ливанское блюдо. В число трендовых специй и смесей 2024 года входят перец алеппо (он же пул бибер или халяби, умеренно жгучий, с фруктово-изюмными тонами и оттенком кумина), усилители умами с морскими водорослями и грибами, дымные ароматы и африканские специи, такие как острая берберская смесь, чакалака и иру (ферментированные бобы рожкового дерева). Популярность предсказывают и калабрийскому перцу чили. Свой яркий вкус он дарит соусам для пасты, колбасным изделиям, закускам, приправам и даже острому меду!

Повсеместные коллаборации: гастроли шеф-поваров и съедобные картины

Коллаборации, совместные проекты и сотрудничество эти понятия вошли в повседневный быт ресторанов и производителей продуктов. И не просто так. Несколько неспокойных для сферы гостеприимства лет с бесконечными изменениями и сложностями побуждают не только расширять кругозор, но и искать возможности в других отраслях, а поддержку у дружески настроенных коллег.

Число гастрольных ужинов в ресторанах, обычно позволявших публике оценить стиль известного заведения из другого города или даже страны, превысило все мыслимые пределы, с одной стороны, выявив лидеров индустрии, с другой подорвав интерес к самому формату. Неменьшее количество коллабораций ресторанов и косметических брендов указывает, что самый простой способ поиска параллелей между миром еды и миром остальным по вкусу и аромату практически исчерпан.

Мы стоим на пороге новых совместных подходов к застолью, и их возможности практически безграничны. Легкий ужин перед спектаклем, который подают за 10 минут со скидкой при предъявлении театрального билета, бранч для хозяев четвероногих питомцев или блюда, вдохновленные выставкой в арт-галерее или коллекцией модного бренда, все может стать основой для сотрудничества ресторанов и бизнеса по соседству. И при этом необязательно искать в нем прямую выгоду. Пример? Придуманный по мотивам коллекции русского искусства Самарского художественного музея фестиваль «Искусство есть» ресторатора Евгения Реймера станет российским и пройдет в 2024 году в 10 городах страны. Потому что еда это про эмоции, красоту и познание окружающего мира.

Максимализация удовольствия — от простых ингредиентов до глобальных вкусов и улучшения повседневной жизни — и минимизация стресса: означает ли это замедление темпа, поиск удобства или ценности, помощь в решении экологических проблем или поиск способов улучшить здоровье и настроение — все это отражается в возникающих тенденциях. Вряд ли мы увидим в 2024 году революционные, резкие и бесповоротные преобразования, но изменения, развивающиеся в определенных нишах, исподволь меняют всю продовольственную систему.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Бульбачино и колбасино: как готовят трендовые напитки
Бульбачино и колбасино: как готовят трендовые напитки

В соцсетях опять сходят с ума. Совмещать несовместимое — это, похоже, главный гастрономический тренд интернета. Рассказываем, что такое бульбачино и колбасино.

Сэндвичи с мороженым набирают популярность в сети: 5 хитов сезона
Сэндвичи с мороженым набирают популярность в сети: 5 хитов сезона

Два любимых блюда в одном – и сэндвич, и мороженое! Хотите попробовать популярную новинку летнего сезона? Узнайте, как приготовить это блюдо быстро и просто.

Что мы будем есть завтра. Главные инсайты GASTREET 2024
Что мы будем есть завтра. Главные инсайты GASTREET 2024

Неделю провела в горах в заточении с рестораторами, шефами, барменами и инвесторами в Красной поляне на шоу GASTREET. И теперь точно знаю, чего ждать от гастрономии в России. Русская кухня вытесняет Италию. Уклейка — новый анчоус. В рестораны теперь ходят не с любовницами, а с собаками.

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов
Ваши данные защищены reCAPTCHA
КОММЕНТАРИИ
Уже зарегистрированны на gastronom.ru? Войдите или оставтье комментарий как гость
Ваши данные защищены reCAPTCHA

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding image
Ещё больше рецептов и вкусных идей в наших соцсетях