Что мы будем есть завтра. Главные инсайты GASTREET 2024

Что мы будем есть завтра. Главные инсайты GASTREET 2024

0Комментировать

Неделю провела в горах в заточении с рестораторами, шефами, барменами и инвесторами в Красной поляне на шоу GASTREET. И теперь точно знаю, чего ждать от гастрономии в России. Русская кухня вытесняет Италию. Уклейка — новый анчоус. В рестораны теперь ходят не с любовницами, а с собаками. 

Что мы будем есть завтра. Главные инсайты GASTREET 2024
Что мы будем есть завтра. Главные инсайты GASTREET 2024 (Фото: Анна Липман)

Русская кухня — новая Италия

Строганина (фотограф: Анна Липман)
Строганина (фотограф: Анна Липман)

В связи с закрытием границ в России бешеным темпом начал развиваться внутренний туризм. Люди поехали по городам и везде хотят местного, особенного. К счастью, все это есть, просто пылилось десятилетиями за ненадобностью. Сейчас же шефы сдули пыль с «Книги о вкусной и здоровой пищи» Микояна и «Подарка молодой хозяйке» Молоховец. А рестораторы заставляют дизайнеров вписывать в модные интерьеры русские печи с изразцами, наличники и фрески с билибинщиной всех мастей.

Белые березки вместо стен, кокошники на официантах, ромашки на столах и подача блюд в бересте и чугунках перестали быть китчем и превратились в повседневность настолько, что русские рестораны открываются в регионах каждый день и первыми их гостями становятся не туристы, а местные. Те же самые люди, которые лет пять назад роллы ели чаще, чем щи, сейчас предпочитают обедать тельным с расстегаями.

Причем, такие заведения появляются не только в городах — миллионниках. Рестораторы Павел Кашников и Алексей Новиков открывают проект «Закрома» в Ярославле, со ставнями, сундуками и славянской вышивкой. И рассчитывают не только на туристов, но и на местных жителей, которых в городе около 500 тысяч. Обещают ни на что не похожую кухню, основанную на специалитетах.

Кстати, большое заблуждение думать, что специалитетов в России нет и вся Волга или вся Сибирь испокон веков ела одни и те же продукты. Просто когда внутренний туризм был не очень развит, не было и запроса на местные изюминки. А они щедро рассыпаны по стране, которую в разные времена населяли разные народности и племена. И все они привносили что-то свое в гастрономию, поэтому разница в кухне порой бывает потрясающая между городами, находящимися в каких-то 50 км друг от друга. Это хорошо заметно на примере Сибири. В Новосибирске специалитеты: кулейки, кабачок в тулупе, карп в меду, капустный хлеб, хреновое варенье. В то время как в Красноярске: кедровое варенье, таежный мед, бобрятина и оленина, хариусная икра и маринованный папоротник.

Ока впадает в Волгу. Но гастрономической однородности здесь нет и в помине. На Нижней Волге едят стерлядок, на Верхней — судаков, а на Оке готовят анчоусы из рыбки уклейки.

Так что специалитетов хватит на всех! Были бы хорошие историки русской кухни. А их у нас много и большинство пишут статьи в Гастроном.ру. Русская локальная кухня с нами очень надолго, учитывая темпы развития фермерских хозяйств и сыроварен.

Спикизи умер, да здравствует тайный сад!

Бары в стиле эпохи сухого закона, куда можно попасть только по звонку и через знакомых, уходят в прошлое по всей стране. Причин тому несколько, от самых банальных «наигрались» до низкой рентабельности (спрятанный бар, и правда, найдут не все, а для финансового успеха нужен поток), неотличимости друг от друга (после третьего коктейля не всегда сразу вспомнишь, в Краснодаре ты или в Минске), претензии со стороны проверяющих органов. Может, гостям и сложно найти бар, зато для пожарной инспекции это не представляет проблемы.

Тайные бары выходят из подполья, уступая место тайным садам внутри вполне себе реальных ресторанов. Хороший пример — ресторан Yale в усадьбе 19 века в Нижнем Новгороде. Владелец Михаил Маркевич восстановил лепнину и роспись японского мастера в залах и принялся за восстановление аптекарского огорода и сада на территории усадьбы. Вместе с питерской командой El Capitas здесь открывается ботанический бар. И он, разумеется, не будет единственным в стране.

От веранд и террас тайные сады будут отличаться своей исторической достоверностью, смысловой нагрузкой и проработанным сторителлингом. Так что в будущем нас всех ждет скрупулезно воссозданное прекрасное прошлое.

В рестораны не пустят без собаки

Фото: shutterstock/FOTODOM
Фото: shutterstock/FOTODOM

Это поколение бабушек и дедушек считало, что ресторан — дивный рай, в котором человек оказывается в самые главные моменты жизни — юбилей, свадьба, годовщина совместной жизни — и желательно без маленьких детей, не то что каких-то там собак. Миллениалы уже не столь категоричны: если ребенок есть, возьмут его с собой даже в вечерний ресторан. А если вместо ребенка пока любимая корги или шпиц, обязательно возьмут и их.

Зуммеры же в этом плане полная противоположность своих старших родственников, им в принципе сложно оказаться где-то без собак. Они их обожают и считают собственным продолжением. Это они заражены эко-повесткой, несмотря ни на что сортируют мусор и любят все живое, особенно если у этого живого есть хвост, холодный нос и лапы.

Без собак уже немыслимы бургерные, кофейни, паназия. Но повестка добралась и до взрослых зведений. В Москве полноценное собачье меню ввели Vasilchuki. Причем, не только меню, но и зонирование было изменено под гостей с собаками. Такое постепенно происходит и в регионах. Например, в Нижегородском премиальном ресторане Dodici Grill можно заказать для своего четвероногого телячьи щеки, в «Парк Bistro» собачье меню длиннее человеческого, а в Темпе всех хвостатых по умолчанию угощают говяжьими легкими.

Не исключено, что в ближайшие годы наравне с детскими комнатами рестораны начнут оборудовать собачьими площадками.

Инсайт нельзя присвоить — только получить

Выступление Марии Сташенко (фотограф: Оксана Кузуб)
Выступление Марии Сташенко (фотограф: Оксана Кузуб)

То, что время непродуманных концепций прошло даже в самых глухих регионах, это понятно. Но удивительно, насколько эти концепции стали продуманными! По словам директора Центра дизайн-мышления, основателя Лаборатории Wonderfull Марии Сташенко, сейчас рестораны с кухнями, залами, курилками и внутренними дворами не просто проектируют, а сразу и строят из ДВП в натуральную величину.

Рестораторы сами наряжаются в костюмы курьеров и крутят педали по дорожкам к собственным заведениям, а потом расхаживают в форме официантов и хостес от модных локальных брендов среди декораций, считая острые углы и узкие во всех смыслах места. Проходят путь гостя от и до и часто, потратив миллионы, отказываются от нерожденного ресторана. Потому что инсайт дорогого стоит и им нельзя поделиться — только пережить самому.

Как следствие нас ждет настоящая гонка капиталов. Рестораны год от года будут дорожать со всей своей хитрой и проработанной до миллиметра и грамма начинкой.

Правила будут диктовать Альфы

(фотограф: Оксана Кузуб)
(фотограф: Оксана Кузуб)

Альфы — это не маскулинные вожаки, а поколение рожденных в середине 2010-х. Да-да, они еще появляются на свет, (и продолжат до 2026 года), а уже диктуют ресторанному рынку правила. Многие из них, кому лет 10, например, уже обзавелись телефонами и даже собственными банковскими картами, привязанными, конечно, пока к родительским, но уже вполне платежеспособными.

Это их родителей миллениалов в рестораны выводили по большим праздникам, а то и вовсе не приглашали, пока те не устроились на работу и не смогли позволить себе заведение сами. Альфы в ресторанах и модных кофейнях живут с рождения. У них есть не только любимые кафе, но и любимые позиции в них, перемены в которых они воспринимают очень болезненно. Во многие проекты с пиццей, как у Черепашек-ниндзя, с раменом, как в «Наруто», нынешние тридцатилетние попадают только из-за детей. Так что хоть они и платят, а выбирают отпрыски.

По словам совладелицы Лаборатории CRM–маркетинга CIFRA Юлии Ельмаковой, маркетологам хватило десяти лет, чтобы изучить потребительские привычки Альф. Им очень важно, чтобы к ним прислушивались. Они отвечают даже на автоматически составленные письма и сообщения. Отправляют чат-ботам голосовые и эмодзи. И очень ловко вынуждают родителей платить за еду, которая отсылает к мемам.

Так что ближайшие пару лет мы волей — неволей будем бывать в ресторанах с едой из сериалов, дорам, мемов и комиксов. Будем тратить деньги на все корейское, цветное и в виде собачек и эмодзи.

Казалось бы, все это было и раньше, но не в таких масштабах. Прежде рестораны имели дело с гиками, многие из которых не отличались особенной платежеспособностью. Сегодня же гики — целое поколение. Готовое съесть все, что порекомендует любимый блогер или тиктокер, а имя им легион. Так что многие рестораторы будут зарабатывать на детях больше, чем на взрослых.

Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, .
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Лучшие рестораны Красноярска
Лучшие рестораны Красноярска

Начитавшись рейтингов уважаемых ресторанных премий, наш шеф-редактор и ресторанный критик Катерина Смирнова отправилась лично пробовать рестораны Сибири. И спустя неделю беспробудного гедонизма составила самый честный топ ресторанов Красноярска, ради которых стоит прямо сейчас купить билет на самолет.

Что такое российская кухня и чем она отличается от русской: объясняют шеф-повара из разных городов России
Что такое российская кухня и чем она отличается от русской: объясняют шеф-повара из разных городов России

В День России известные шеф-повара из Мурманска, Владивостока, Краснодара, Уфы и других городов России рассказывают о кулинарных традициях своих регионов и рассуждают о том, какая она — российская кухня.

Самые модные тенденции ресторанного рынка России и мира — мнение ресторатора
Самые модные тенденции ресторанного рынка России и мира — мнение ресторатора

С 3 по 8 июня в Сочи проходил гастрономический фестиваль Gastreet. Масштабное событие объединяет всех деятелей индустрии HoReCa для обмена опытом, обучения, создания креативных коллабораций и общения. И о своем видении трендов ресторанной индустрии рассказал известный ресторатор Денис Иванов.

Подпишитесь на рассылку рецептов и советов
Ваши данные защищены reCAPTCHA
КОММЕНТАРИИ
Уже зарегистрированны на gastronom.ru? Войдите или оставтье комментарий как гость
Ваши данные защищены reCAPTCHA

Пока нет комментариев

Branding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding imageBranding image
Ещё больше рецептов и вкусных идей в наших соцсетях