Что заставляет мозг ошибаться, когда мы пробуем еду или напитки?
Есть ли у нас повод сомневаться в собственной объективности, когда мы оцениваем вкус тех или иных блюд? Ученые говорят, что да — слишком много факторов «вмешивается» в процесс. «Сегодня у вас особенно вкусный кофе», — говорим мы, и при этом ни капельки не лжем, хотя объективно напиток ничем не отличается от вчерашнего. Просто наконец-то удалось выспаться, светит солнце, а продавец улыбнулся и пожелал хорошего утра: это и повлияло на яркость ощущений.
Важный фактор, заставляющий разум обманываться — это ожидания. Нейробиолог Камилла Арндал Андерсен из Орхусского университета (Дания) провела домашний эксперимент: она предложила мужу продегустировать кофе из двух кружек, сообщив, что в одной из них обычный кофе, а в другой — напиток, приготовленный из элитных сортов. Супруг уверенно описал разницу, отметив богатую палитру вкуса и необыкновенный аромат дорогого напитка — и был очень удивлен, узнав, что в обеих кружках был один и тот же кофе.
Такое «искажение реальности» негативно влияет на работу дегустаторов, задача которых — отмечать тонкие вкусовые нюансы различных блюд и напитков и на основании сделанных выводов формировать различные продуктовые линейки. На результаты тестирования могут повлиять настроение эксперта, предвзятость в суждениях (возможно, неосознанная).
Новая технология позволяет оценить «чистые эмоции» при выборе продукта
Технологию, позволяющую решить данную проблему, разработали ученые из Института клинической физиологии Национального исследовательского совета Италии. Во время дегустации кофе в Милане они оснастили экспертов датчиками, регистрирующими электрическую активность кожи, сердца и мозга.
По сути, специалисты использовали методы, которые применяются в любой клинике — ЭКГ (электрокардиография), ЭЭГ (электроэнцефалография) и менее распространенную КРГ (кожно-гальваническая реакция). Импульсы, идущие от сердца, «рассказали» о бессознательных процессах возбуждения и торможения в нервной системе в ответ на употребление того или иного сорта кофе. При помощи ЭЭГ удалось оценить активность в различных центрах головного мозга (области, ответственные за удовольствие, негатив и др.). А на уровень электрической активности кожи влияет наше эмоциональное состояние.
Совокупность всей полученной информации, обработанной при помощи искусственного интеллекта, позволила оценить эмоциональные и физиологические реакции в обход «голоса разума».
Применение новой технологии при дегустации любых видов пищи или напитков помогает убирать искажения, связанные с настроением, предвзятостью или другими мешающими факторами: на выходе остается лишь подлинный эмоциональный отклик на тестируемый продукт.
Специалисты считают, что в будущем на основе технологии можно будет создать приложение, которое поможет потребителям выбирать продукты, вызывавшие максимально положительный отклик на уровне физиологии, и избегать разочарований, связанных с совершением покупок под влиянием настроения, ожиданий и других искажающих факторов.
– Это исследование открывает новую перспективу в сенсорном анализе при дегустации кофе, — отмечает руководитель исследования Люсия Биллечи. — Данный подход в сочетании с постоянным развитием инструментов искусственного интеллекта в перспективе поможет людям выбирать кофейные смеси, которые приносят наибольшее эмоциональное и чувственное удовлетворение.
Пока нет комментариев