Зима в этом году выдалась просто сказка, но, как известно, каждой сказке приходит конец. Отметить этот конец мы оправились в Звенигород. В полдевятого утра сели на электричку от Белорусского вокзала, тут же выслушали речь коммивояжера о превосходном качестве губок для мытья посуды, потом другие доклады того же сорта — и через час с небольшим мы были уже на вокзале Звенигорода. Мы — это ГастроЛёлек, ГастроБолек и СуперСадовник.
Надо сказать, что вокзал находится довольно далеко от города (кажется, потому, что в своё время не хотели строить дополнительный железнодорожный мост через реку), так что в город надо добираться на автобусе. Можно, конечно, и пешком, но это довольно далеко — и сил на осмотр достопримечательностей не останется. На автобус надо бежать побыстрее, так как стоит он возле вокзала 3-4 минуты, не больше (мы замешкались — пришлось выйти на шоссе и ждать попутного автобуса, следующего из города Голицыно).
Самые интересные звенигородские достопримечательности находятся в стороне от города — провинциального, тихого и большей частью одноэтажного. В самом городе наибольший интерес представляет выстроенный в 2006-07 годах красивый Вознесенский собор.
По улице Фрунзе мы вышли из города. Чуть в стороне в «зелёной» зоне сохранились средневековые земляные валы Звенигородского городка. В своё время на высоких валах стояли деревянные стены-срубы и башни. При наступлении врагов, кстати, защитникам крепости надо было всего лишь лить со стен воду: склоны валов мгновенно превращались в скользкую глиняную горку, взобраться на которую, в сущности, нереально.
Внутри валов стоит Успенский собор XIV-XV веков, который мало того что интересен сам по себе (в Подмосковье сохранилось всего четыре строения такого возраста), так ещё и расписан был артелью Андрея Рублёва. Фрески сохранились только на алтарных столбах. Некогда рядом с храмом стоял деревянный княжеский терем, из которого, говорят, в храм вёл специальный переход.
Возле Звенигородского городка — известный с древности источник-родник с чистейшей водой. В своё время эта вода спасала от жажды обитателей звенигородской деревянной крепости. А сейчас за ней сюда приезжают дачники и жители из окрестных городов — заливают по несколько больших канистр. На ступенях рядом с родником, кстати, ещё не растаял лёд.
Чтобы позавтракать, мы свернули с дороги в лес и устроились на большом, как будто для нас поваленном бревне — неподалеку от санатория с ортодоксальным названием «Связист». Мы заранее условились, что каждый что-то приготовит на завтрак. ГастроЛелек сделал буженину по вот этому рецепту, СуперСадовник — рыбный пирог, а ГастроБолек — «Закуску Новую».
История моей любви к закуске «Новая» началась с одного занимательного случая, произошедшего в советское время в славном городе Курске, — рассказывает Гастоболек. — Однажды я с друзьями студентами зашел в продмаг с целью купить нехитрой снеди к нашему столу. Так вот — представьте себе картину: огромный магазин, в котором нет покупателей, кроме нас, а на всех прилавках, стеллажах, в холодильниках стоят рядами и в пирамидах одинаковые полулитровые банки с этикеткой «Закуска Новая». Увиденное несказанно поразило нас. Из оцепенения нашу компанию вывела хозяйка всего этого добра — продавщица, дородная женщина, величественная, как статуя Свободы, только в поварском колпаке. «Что будете брать, мальчики?» — спросила она... Отсмеявшись, кто-то из моих друзей сказал серьезным тоном: «Пожалуй мы возьмем только «Закуску Новую», больше ничего не надо». Новый взрыв хохота. Мы вышли из магазина с тремя банками в руках... Вкус той закуски я, конечно, уже не помню, да и из чего она была сделана — могу сказать лишь приблизительно: точно помидоры, репчатый лук, белокочанная капуста, специи и вроде бы болгарский перец... С тех пор все блюда из тушенных овощей я называю «Закуской Новой». Причем добавляя в «классический» рецепт дополнительные ингредиенты (кабачки, баклажаны, патиссоны, мелко рубленную куриную грудку или свинину), мы на выходе получаем и в самом деле новую закуску.
Ничего особенного не было в наших творениях, но чистый лесной воздух, пение птиц, чуток прохладной зубровки, привезенной из Польши, вершили чудеса. Итак, плотно позавтракав, мы направились к Саввино-Сторожевскому монастырю. Рядом с холмом Сторожи (он дал название монастырю) раскинулась местная ярмарка. Тут вам и хохломские ложки, и валдайские колокольчики, и мёд липовый, и сало копчёное, и компоты всякие, и много всего другого.
А ещё из старой доброй «жёлтой бочки» наливают монастырский квас — пряный, хмельной и, слава Богу, несладкий. Настоящий.
А вот тётенька, торгующая берёзовым соком, нас честно предупредила: «Есть лёгкий привкус сбитня, бочка из-под сбитня была». Мы купили стаканчик сока за 25 рублей — действительно, привкус сбитня есть, но вот привкуса берёзового сока нет, вода водой. Мы щедро освежили местный асфальт этим природным даром. Не покупайте никогда ничего у этой тётеньки.
Саввино-Сторожевский монастырь — один из красивейших монастырей Подмосковья, основанный в самом начале XV века учеником Сергия Радонежского — Св. Саввой Сторожевским. В монастырском Рождественском соборе XV века — рака с мощами Св. Саввы, там же можно посмотреть фрески и иконостас XVII века. Фрески обновлялись в XIX веке, однако эти поновления большей частью счищены ради ранних, более ценных росписей. Фрагменты росписи XIX века кое-где остались — просто чтобы можно было сравнить две манеры. На одном из столбов храма очень хорошо видно, что в эпоху русского капитализма святым пририсовывали... богатые одежды. Окружающие собор палаты, церкви, стены, башни и высокая звонница с огромным колоколом выстроены преимущественно в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, который сделал монастырь своей загородной резиденцией. С одной стороны от Рождественского собора стоят царские палаты, с другой — палаты царицы: как ни удивительно, царица жила в мужском монастыре — недалеко от мужа.
Внутри монастыря есть небольшая палатка — «монастырский магазин». Там можно купить монастырскую выпечку (хлеб, пироги, пряники), мёд, выпить горячего сбитня.
Петляющая лесная дорога привела нас от монастыря к Саввинскому скиту (он построен над пещерой, где Св. Савва провёл последние годы своей жизни). Возле скита — купальня и Саввинский источник (вода не хуже, чем у Городка, а народу меньше).
Неподалёку от скита и купальни мы устроились на привал, приспособив в качестве стола и стульев валяющиеся кругом чурбаны, достали оставшиеся яства... Потом мы вернулись к монастырю, доехали на такси до города, где сели на автобус №455 (Руза-Москва). Через час он доставил нас к метро «Тушинская».