Фабрика Жоржа Бормана: история петербургского шоколадного бренда

27 января 2024 г.

За крупными брендами всегда стоят люди. Их желания, амбиции и таланты. Рассказываем историю дореволюционного шоколадного магната. Как ученый-химик из Санкт–Петербурга Григорий Борман влюбил в российский шоколад весь мир и стал иконой маркетинга, который родился в Санкт-Петербурге в 1837 году. Расскажем об истории фабрики, уникальной для своего времени.

Содержание статьи:

Россия до Бормана

В середине XIX века кондитерское производство в России в основном существовало при пекарнях. Не было специального оборудования и условий для хранения полуфабрикатов. Плохая вода, сырая мука и дешевый сахар мешали делать что-то недорогое и вкусное.

Еще одной проблемой были некачественные красители. Покупатели хотели красоты, но вместо пирожного с натуральными ягодами или фруктами получали крашеное тесто.

В 1862 году русский немец Борман окончил естественнонаучный факультет Санкт-Петербургского университета. Знания химии помогли ему в будущем, но фармацевтом, как отец, он не стал. Будущий основатель купеческой династии подрабатывал в кондитерской, а потом открыл собственное «очень скромное» дело. Так на Невском проспекте, 65 появился первый магазин «Жорж Борман» с одной ручной машиной для производства шоколада.

Машина формировала плитку из какао-порошка, сахара, ванили и добавок прямо на глазах у посетителей. А аромат от этого процесса разносился по всему Невскому. Он и был лучшей рекламой кондитерской Бормана.

Первый магазин «Жорж Борман» с одной ручной машиной для производства шоколада открылся на Невском проспекте в 1862 году

Магазин быстро начал приносить прибыль. В 1866 году Борман получил статус купца и купил первую фабрику на Английском проспекте, 16.

На Всероссийской выставке 1870 года его шоколад получил бронзовую медаль. К этому времени шоколадный магнат ежедневно выпускал уже 1500 кг шоколада.

В 1876 году Борман получил почетное звание поставщика двора Его Императорского Величества и право изображения государственного герба на продукции. Тогда же в Апраксином дворе открыли оптовый склад кондитерских изделий, а через два года — в Москве и Нижнем Новгороде.

В 1878 году торговая марка «Жорж Борман» получила первую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

А в 1895 году Борман с сыном основали товарищество с капиталом в 300 тысяч рублей. К этому времени в Петербурге работали уже 9 специализированных магазинов с широким ассортиментом. За 5 лет капитал фабрики превысил миллион рублей, и она успешно просуществовала до 1917 года, пока ее не национализировали.

В 1922 году ей дали название «Первая государственная кондитерская и шоколадная фабрика имени революционерки Конкордии Самойловой».

Секрет успеха

Как Борману удалось построить шоколадную империю? Составляющих несколько: инновационное производство, качественная продукция, маркетинговый гений и добросовестная работа.

Статья Бормана о шоколаде даже вошла в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В ней он подчеркивал, что «достоинство шоколада зависит от выбора материала, что влияет на различный аромат и вкус, при этом дешевые сорта составляются из двух, дорогие из пяти и более сортов какао».

Как была устроена крупнейшая шоколадная фабрика в России

Борман опередил свое время. Журнал «Всемирная иллюстрация» описывал 60 фабричных машин, громадные котлы новейшей конструкции, паровую машину в 30 лошадиных сил, меланжеры для перетирания какао-бобов и 4 гидравлических пресса. На производстве были холодильники и печи непрерывного действия. Карамель, фруктовые леденцы и мармелад производили на вакуум-аппаратах.

К концу XIX века фабрика «Жорж Борман» в Петербурге выпускала 2500 тонн кондитерских изделий в год

На производстве работали 800 рабочих, в магазинах — еще 100. Существовало соглашение между рабочими и правлением фабрики. Были даже оплачиваемые больничные и короткие рабочие дни в праздники.

Маркетинг

Борман много внимания уделял упаковкам — они были яркими и запоминающимися. Люди собирали из них целые коллекции.

Леденцы монпансье выпускали с портретами и цитатами русских писателей. Были тематические серии шоколада: «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Детские песни», «Народы Сибири».

Самой популярной оказалась серия «Детский волшебник» из 14 видов оберток с описанием фокусов, которые дети могли сделать сами: «Карусель на иголке», «Глаза на затылке», «Летающая монета», «Сальто Мортале куриного яйца». Эту серию особенно любили во Франции и Германии. А серия «Смесь для хозяек» состояла из жестяных коробок с надписями «Мука», «Соль» и «Сахар».

На обертках шоколада серии «Детский волшебник» публиковались описания необычных опытов-фокусов

В годы Первой мировой войны самыми популярными стали конфеты «Военная жизнь», их выпускали с 1913 по 1916 год. В оформлении использовали настоящие черно-белые фотографии на военную тему.

Борман первым в 1888 году попробовал установить торговый автомат в Санкт-Петербурге. За 15 копеек можно было купить шоколадную плитку. Он мечтал установить 40 таких. Идея оказалась не очень удачной — люди кидали в автомат разные банкноты и монеты, не понимая принципа работы. Зато с полным ощущением, что прогресс вот он, к нему можно прикоснуться, а на вкус он сладкий, как шоколад.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Все самое интересное о еде на Gastronom.ru