Почему россияне не готовы экономить на алкоголе, а на одежде и развлечениях — да

21 ноября 2022 г.

Недавний опрос выявил категории продуктов, на которых россияне теперь стараются экономить. В чем-то траты, впрочем, сократились незначительно.

В чем суть исследования

Опрос проводила компания NielsenIQ. Ежеквартально она устраивает исследование ключевых трендов поведения покупателей. Оно называется «Индекс потребительского оптимизма» и позволяет отследить, как меняется распределение трат россиян. В онлайн-опросе обычно принимают участие примерно тысяча человек в возрасте от 18 до 65 лет, все они проживают в крупных городах.

Исследование, результаты которого опубликовал на днях РБК, затронуло период с июля по сентябрь 2022 года.

На чем теперь экономят россияне

Топ-10 категорий товаров и услуг, расходы на которые сократили участники опроса, выглядит так: новая одежда, развлечения вне дома, питание вне дома, новые предметы домашнего обихода, отпуск, электроника, еда навынос или доставка, вещи дорогих марок, домашние развлечения, алкоголь. Спиртное оказалось на последнем месте рейтинга: всего 36% опрошенных признались, что начали экономить на подобных покупках. Для сравнения: траты на одежду сократили 71% участников исследования.

Нужно сказать, что на одежде россияне экономили и в прошлом году. А вопрос про алкоголь в исследовании NielsenIQ появился только к второй половине 2022-го, когда ассортимент спиртных напитков стал сильно меняться из-за санкций и ухода ряда западных брендов. Однако тренд все равно очевиден: на одежде потребители экономят с большей готовностью, чем на алкоголе.

Почему одежда, а не алкоголь

Тут, по мнению экспертов, все логично: одежда, путешествия, развлечения — все это не относится к предметам первой необходимости. И именно поэтому россияне охотнее вычеркивают такие категории из своих расходов. А вот на продуктах питания (к ним же относится алкоголь) многие не хотят экономить. По крайней мере, сильно, поскольку общие расходы россиян в этом году все же сократились из-за существенного падения доходов.

К сожалению, у явления есть и не самая приятная сторона. Так, глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз уверен, что спиртные напитки являются «остросоциальным потребительским продуктом» для 70% жителей России. К тому же в этом году продажи алкоголя выросли из-за нестабильной ситуации в экономике и мире. «Алкоголь воспринимается как антидепрессант, поэтому его потребление увеличивается», — уверен эксперт, чьи слова приводит РБК.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Все самое интересное о еде на Gastronom.ru