С чего всё началось? Сергей Собянин, мэр Москвы: «Видим, что в течение полугода, максимум года всю эту сеть можно спокойно заместить нашими отечественными предприятиями. Тем более что сами продукты питания поставляются на 99% российскими поставщиками. Более того, мы попросим вновь открывающиеся предприятия максимально задействовать тот кадровый потенциал, который работает в том же “Макдональдсе”».
Мнение Сергея Миронова, эксперта: «Для того, чтобы кто-то занял помещение, его должны сначала освободить. “Макдоналдс” занимаемые площади не освободил. В зависимости от заключённых договоров на это может уйти день, неделя или больше – точные сроки знает только сама компания. Предположения строить не имеет смысла.
Не понимаю такой постановки вопроса: “Кто займёт освободившееся на рынке место?”. Никто новый сейчас не родится. Есть наши российские сети быстрого питания, есть уже работающие на ресторанном рынке предприятия. Вопрос решится только со временем.
В целом, если заявление об уходе “Макдоналдса” из России всё-таки остаётся в силе, и рестораны закрывают, не освобождая площадей, в таком режиме компания вряд ли протянет больше 3 месяцев. (От редакции: компания “Макдоналдс” заявила, что планирует тратить до 50 млн долларов в месяц на выполнение обязательств перед российскими поставщиками и сотрудниками, которым будет выплачиваться заработная плата при сохранении всех обещанных социальных льгот и гарантий).
Компания заявляет о том, что закроет двери. Так поступает большинство западных брендов, они уведомили торговые центры о техническом закрытии: договоры аренды не расторгаются, сотрудники не увольняются. Но это влечёт большие расходы, потому что помимо аренды придётся платить большие штрафы за неоткрытые двери».
Импортозамещение американских бургеров, пример Тюмени
В интервью «ФедералПресс» Владислав Джурович, владелец тюменской компании Tesla Burger сказал: «Для нас сейчас уход американского ресторана быстрого питания – это возможность расти в количестве точек. Если какие-то локации будут освобождаться, либо если будет возможность их национализировать, зайти на площадку, взять в управление, мы этим воспользуемся.
Снижать себестоимость иностранным ресторанам быстрого питания позволяет использование пищевых добавок. Плюс у заграничных сетей есть заводы по производству полуфабрикатов. Против них – наши натуральные ингредиенты, они дороже, и производим мы всё практически вручную.
У нас импортными было порядка 10 % ингредиентов. Мы уже нашли замену салату айсберг, который идёт во все бургеры, – вместо него теперь выступает пекинская капуста. Импортными остаётся большая часть сыров, картофель (фри и дольки). Мы находимся в поисках российских аналогов, а пока делаем большие закупки, чтобы держать цену.
Да, ”Макдоналдс” намерен сохранить людям зарплаты, но часть из них всё равно станет искать другую работу. А эти люди – уже готовые кадры, знающие нюансы дела. Значит, имеющийся дефицит специалистов может быть закрыт».
Под брендом Tesla Burger в Тюмени, Тобольске, Кургане и Екатеринбурге работает 13 ресторанов.