Все народные праздники, как правило, сопровождаются не только определенными обрядами, но и соответствующими случаю застольями. Не исключение и те, что в календаре обозначены как церковные. Ведь многие народные праздники церковь фактически слила с исконными древними празднованиями дохристианских славян, постепенно придав им новый смысл торжества Света Христова.
Некоторые из таких праздников даже в названиях сохранили свой более древний смысл, связанный с календарем крестьянской жизни, с полевыми работами и семейными событиями, которые принято было отмечать сообща, за гостеприимным столом.
Мак и мед
По народным приметам, именно в это время пчелы перестают носить медовую взятку с цветов, и пасечники «заламывают», то есть подрезают пчелиные соты в ульях. Потому что, по поверью, «если пчельник не наломает сота, то соседние пчелы вытаскают весь мед».
Вот к этому важному в крестьянской жизни моменту церковь и приспособила два обозначенных в святцах события: «Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня», а также особое празднество «Всемилостивому спасу Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии Матери Его».
Эти события отмечались сугубо церковными обрядами. Для предотвращения болезней от летней жары выносили частицу Креста Господня на улицы для освящения города и отвращения болезней, а потом ходили крестными ходами ежедневно до кануна Успения.
На Руси этот праздник утвердился в память о победах суздальского князя Андрея Боголюбского с Божьей помощью, явленной видением огненных лучей от икон Спасителя. А поскольку в этот день установились повсеместные крестные ходы на воду, «на Иордань», то в городах стали устраивать народные гулянья - освящение вод и погружение «в Иордань».
Крестьянам, конечно, в это время уборки урожая, новой пахоты да сеяния было не до праздников, однако и им от строгих обычаев этого дня уклоняться было не положено. Особенно от тех, что касались хозяйства и домашнего обихода: «на первый Спас святи колодца, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь». По погоде этого дня судили о кануне третьего Спаса (на полотне): «во что Маккавеи, в то и разговенье».
Дело в том, что в медовый Спас в южной России и Малороссии начинали собирать мак, а церковь, отмечающая память ветхозаветных мучеников Маккавеев, освящала дикий мак и, конечно, мед. Потому в эту пору в тех местах пекли особые коржи из пшеничного теста (в Малороссии их называли «шуляки») и обливали густой медовой сытью с примесью растертого мака. Только в день Спаса медового даже самым строгим блюстителям церковных обычаев и постникам разрешалось есть мед, освященный в храмах.
Мед как символ
Мед на Руси считался одним из самых любимых и полезных лакомств. Даже когда появились специальные пчельники, создавшие домашние пасеки, бортничество - собирание дикого меда - было одним из почетных занятий.
Мед был издавна символом достатка: «Воеводою быть - без меду не жить», «Одна рука в меду, другая - в патоке» - гласят русские пословицы. Ни один пир не обходился без уникальных «яств сахарных и питья медвяного». Недаром многие наши сказки и даже знаменито пушкинское «У лукоморья» заканчиваются строчками о пирах, на которых автор сам «был, мед-пиво пил».
Яблочный спас
Яблочный спас
Второй августовский праздник в честь Христа Спасителя именуется в церкви Спас на горе - Преображение Господне, а в народе – Яблочный Спас.См. далее...
Рецепты с медом
Блюда с медом
В средиземноморских странах мед выполняет функцию соуса: его подают с сыровяленым мясом (хамон, прошутто), колбасами, сырами. На основе меда... См. далее...
Десерты с медом
Что можно приготовить из мёда? Первый ответ на этот вопрос – конечно, сладкие десерты: кремы, муссы, пирожные. Рецептов – тысячи, многие из них известны... См. далее...
Как выбирать мед
Мед — один из самых популярных в нашей стране продуктов. Но что на самом деле содержится в банках с медом, которые мы покупаем в обычных магазинах или на медовых ярмарках? См. далее...
О традициях празднования Яблочного Спаса читайте 18 августа