Тем не менее, рассказать об этом ритуале есть чего.
Внешнее оформление его бывает разным. Неизменным остается только заварочный чайник (хотя следует признать растущее влияние чайного пакетика; впрочем, русское ли это чаепитие? и может ли претендовать такая процедура на роль чаепития в принципе?).
Сначала чайник споласкивают кипяточком, затем насыпают внутрь заварку, заполняют кипятком на 2/3, настаивают минут пять (кстати говоря, идеальное время настаивания для черного чая – 4 минуты). В это время чайник следует накрыть полотенцем или полотняной салфеткой, либо «бабой», то есть нарочно для этого сшитой куклой.
Чайник для кипятка... Но вот тут-то о традиции говорить сложно, и жаль, что сложно. Старый добрый самовар повсеместно вытеснен большим чайником, в котором просто кипятят воду. Между тем, самовар делал не только это, а еще и подогревал на пару чайник заварочный. Чай после такого прогревания делается не только крепче, но и ощутимо вкуснее.
К слову, именно такой чай подают в Турции, да и прибор для заваривания чая там зовется «samovar». Состоит он из двух чайничков, побольше и поменьше. Тот, что побольше, металлический, а тот, что поменьше – металлический или фарфоровый (фарфоровый лучше, но дороже). В большом чайничке закипает вода, прогревающая при этом установленный сверху маленький чайник, внутри которого уже лежит заварка. Когда вода закипит, ее вливают в маленький чайник. И ставят этот маленький чайник на большой, завариваться дальше. И вправду ведь похоже на самовар, да? Дальше начинаются различия: турки пьют чай, как он есть, а русские предпочитали разбавлять заварку водой – чтобы растянуть удовольствие.
Да, самовар – это отличная вещь. Есть в нем особый стиль, неподдельная душевность и незаменимость в хозяйстве. Ничто другое не может организовать застолье так, как самовар (ну, кроме бутылки, но много ли пользы от нее, заразы?). Когда-то самовар ставили на чайный стол или на специальный столик, примостившийся с торца к большому, а управляться с ним должна была исключительно хозяйка, сколько бы прислуги ни порхало рядом.
Традиционные чайные чашки имеют невеликий объем, маленькое основание и очень большое зеркало поверхности, да и заполняют их, не доливая примерно 1-2 сантиметра до края. К чашкам подают чайные ложки, а также глубокие блюдца (пить чай из блюдца считалось когда-то особым шиком, равно как и оттопыривать в сторону мизинчик).
Другая традиция, интеллигентского толка, – адски раскаленные стаканы, с подстаканниками. Ключевая идея и того, и другого (и, кстати, использования блюдца тоже) – сделать так, чтобы горячий чай остывал поскорее. В связи с этим нельзя не отметить, что заокеанская кружка «маг» в силу своей цилиндрической формы и толстых стенок для русского чаепития совершенно не приспособлена.
К чаю отдельно подаются мед, варенье, нарезанный ломтиками лимон и сахар. Причем хорошо, если сахар будет кусковой (а с ним обязательные щипчики). В небольшом молочнике на стол ставят подогретые сливки или молоко – в таком смешении нельзя не усмотреть англоманских тенденций, но ради справедливости скажем, что это весьма и весьма вкусно. Впрочем, раньше чай с молоком пили чаще, чем теперь.
Все вышеперечисленное – обязательная, так сказать, программа, без чего чай пить вовсе не садятся. Но вряд можно помыслить русское чаепитие без пирожков, пирогов, пирожочков и прочих угощений.
Если обратиться к старине, можно увидеть, что эти угощения имели невероятное и, пожалуй, вполне сказочное разнообразие: пряники печатные, лепные, расписные, вырезные и витые, пастила коломенская, белёвская и ржевская, сушки-баранки, пончики-пышки, кулебяки, расстегаи, ватрушки, сочни, шаньги, плюшки и бублики. Для них перед каждым участником чаепития ставят порционные тарелки, так и называемые «пирожковыми», чтобы не стеснялись накладывать себе сладкое. Самое забавное, что все это за еду-то не считалось. Да и сейчас не считается.
Так, баловство. Чайку попить.