Немного о своих и магазинных огурцах
По народному поверью сезонные огурчики у частников всегда «грунтовые», «экологически чистые», а промышленные – «химические». На самом же деле скорее наоборот.
Массовое производство огурцов в России поставлено сейчас так: зимой в промышленных теплицах выращивают в основном пчелоопыляемые гибриды класса «Эстафета-Олимпиада», которые лучше переносят недостаток солнца. В каждом помещении работают семьи пчел или шмелей (их разведение для тепличных хозяйств – целая индустрия). О применении «химии», опасной для опылителей, здесь не может быть и речи.
Летом же в поставках преобладают партенокарпические сорта, устойчивые к «летним» болезням. Они самоплодны, и опыление для них нежелательно: плоды становятся грушевидными.
Но и те, и другие огурцы безопасны – от болезней и вредителей их защищают карантинные меры и высокие технологии. А вот в чистоте огурцов из дедовского парничка можно быть уверенными, только если это ваша дача и ваш парник. Вырастить свои огурцы без химии непросто.
Вывод: для любых заготовок надо отбирать огурцы одного сорта и одного размера – тогда они будут равномерно просаливаться или заквашиваться.
Едим огурцы свежими и малосольными
Для еды в свежем виде и для малосольных заготовок с небольшим количеством пряностей нужны самые нежные и ароматные плоды. Тип кожуры, или «рубашки», не важен. Главное, чтобы она была тонкой, быстро пропускала рассол и не застревала между зубами.
Слегка надавливаем ногтем на кожуру – и на тонкокожем огурце остается темный след. Плод должен быть тяжелым, упругим и прохладным на ощупь. Под тепловатой шкуркой, скорее всего, скрывается суховатая и дряблая, перезревающая мякоть.
Огурцы с отменным вкусом часто имеют продольные белые полоски – гибриды с такой окраской популярны в основном в России. Их выводят наши селекционеры для внутреннего рынка: при «коротких поставках» лежкость плодов не очень важна, главное – вкус и аромат.
Солим огурцы
К огурцам для засолки требования самые высокие. Важно, чтобы в плодах было достаточно сахара для полноценного брожения, а значит, они должны находиться в оптимальной стадии спелости. Переросшие будут мягкими из-за недостаточного образования молочной кислоты.
По ГОСТу для промышленного консервирования первосортными считаются короткоплодные огурцы диаметром до 5,5 см и длиной до 11 см. Огурцы II группы могут иметь длину до 14 см. Если любите огурчики помельче, можно солить и корнишоны длиной 5–9 см, но концентрацию рассола для них уменьшают (40–50 г соли на 1 л воды против 50–70 г для обычных огурцов).
Проще определить оптимальную стадию спелости для огурцов с черными шипами на крупных бугорках: перерастая, они быстро желтеют и сигнализируют о том, что для засолки уже не годятся. А вот те, что с белыми шипами, долго могут сохранять обманчиво приличный внешний вид.
По традиции лучшим засолочным огурцом считается обладатель пупырчатой «русской рубашки»: у бугристой поверхности больше площадь соприкосновения с рассолом. Но этот нюанс важнее для быстрой засолки, а при обычном методе любой плод успеет хорошо пропитаться солью и ароматом пряностей.
Маринуем огурцы
У маринованного огурца собственного вкуса почти не остается – его замещают вкус и аромат пряностей. Поэтому и огурчики для маринованиявыбирают не по вкусу, а по размеру: от 3 до 11 см длиной.
Важно, чтобы семена были недоразвитыми, водянистыми, без кожурки – тогда мякоть консервированного огурца будет хрустящей и плотной, без пустот. Гладкие огурцы из-за нежной кожицы не очень подходят: она хуже выдерживает тепловую обработку. Классический вариант для маринования – огурец в «немецкой рубашке», но многие предпочитают крупнобугорчатые – это дело вкуса. Считается, что более качественно маринуются огурцы поздних сборов – они суше и плотнее.
Вот уж, действительно, скорее наоборот. Несколько лет подряд покупаем огурцы на рынке, вроде красивые. Солю по проверенному рецепту: стоят 3 дня квасятся, потом рассол сливаю, кипячу и снова заливаю и закатываю. Стоят в подвале нормально, не взрываются. Зимой открываем банку, большая часть огурцов, но не все, мягкие, как варёные. Не поймём, в чём дело.