"Самолёт может и не полететь, нас всего четверо", — ухмыльнулся один из пассажиров рейса "Москва — Гётеборг", стоя перед стойкой регистрации в "Домодедово". Самолёт и не полетел, по официальной версии — из-за того, что сломался.
Прямой рейс "Москва — Гётеборг" запущен лишь недавно авиакомпанией "Ямал" и пока особой популярностью пассажиров не пользуется (и это притом что вариант от "SAS" предполагает стыковку в Стокгольме). Есть всё же надежда, что ситуация в будущем исправится.
Нам пришлось дожидаться следующего рейса. На него зарегистрировались 12 человек — и самолёт оказался вполне исправен.
Остров Марстранд
В Гётеборге мы взяли машину и выехали в городок Марстранд (Marstrand) — в 30 километрах от Гётеборга. А в Гётеборг мы ещё вернёмся.
Марстранд располагается на двух островах — Куён (Koön) и собственно Марстранд (Marstrand Ön). К первому из них проведена дорога; однако самая красивая и интересная часть города находится на соседнем острове и связана с материком лишь паромной переправой. Паром, впрочем, гоняет от одного берега до другого за пару минут.
Марстранд — не просто остров с замком, фортом и красивыми улочками. Для шведов это местечко топового уровня. Как объяснил наш гид, здесь покупают дома многие местные звёзды. Если это правда, то надо отдать должное шведскому вкусу и такту: стоящие на острове домики не создают ощущения чрезмерной роскоши — никакого сравнения со звёздными замками в России.
Может быть, дело тут не только во вкусе. Шведское государство серьёзно контролирует тот финансовый разрыв, который может возникнуть между разными слоями населения. Так, в Швеции невыгодно очень много зарабатывать — в этом случае налоги съедают большую часть бюджета. С другой стороны (и по той же причине), квартиры и летние дома запрещено сдавать и получать с этого какую-то выгоду. Соответственно, у шведов уже много лет формируют представление о том, что достатком не стоит кичиться. Это не только некрасиво, но и противоречит государственными принципам.
Некоторые садики на Марстранде ограничены заборами. Для Швеции это совсем не характерно, да и вообще для Скандинавии: у потомков викингов не принято демонстрировать свою обособленность от соседей. По этой же причине шведы редко вешают шторы на окна. И на окнах вип-домиков Марстранда их тоже почти нет. Штор не держат даже в тех современных домах, где окна начинаются от пола.
В этот день мы лишь приступили к гастрономическому изучению Швеции — главные открытия нас ждут ещё впереди. Однако удалось уяснить несколько важных вещей. Во-первых, сытная традиционная кухня, характерная для большинства северных стран, постепенно отходит на второй план и всё более востребованными становятся лёгкие блюда. Шведы часто ограничиваются только салатом — и не заказывают больше ничего. Причём во многих случаях это совсем небольшие порции салата.
Однако одно остаётся неизменным — хлеб с маслом. Корзину вкусного хлеба, многодневного, большей частью с довольно толстой коркой, того, что остаётся свежим не один день (в противоположность итальянскому) здесь подают до основного блюда. Или же сухие хлебцы — их здесь тоже очень любят. А к ним — солёное масло. После такого зачина лёгкое продолжение в виде салата выглядит более чем уместно.
Продолжение следует...
Фото: Екатерина Овсепян
Пока нет комментариев