Время и место рождения шрирачи
Соус шрирача или срирача, а еще более правильно сирача - был изобретен в 1930 году в тайской провинции Сирача. Отсюда и его название. Придумала его госпожа Чаккапак, которая сначала делала его для своей семьи, потом для друзей, а затем на продажу. В 1985 году рецепт соуса и права на его производство выкупила компания, которая хотела запустить его на американском рынке. Но об этом чуть позже.
В странах Юго-Восточной Азии шрирачу сначала добавляли к блюдам из морепродуктов, но сегодня этот универсальный соус подают к чему угодно – к мясу и бургерам, к рису и пасте, к овощам и супам. Для фанатов соуса выпускают чипсы, печенье, леденцы и коктейли со вкусом шрирачи.
Сегодня в мире производят несколько разновидностей этого соуса, которые незначительно отличаются друга. База – перец халапеньо или серрано, чеснок, уксус и соль. В США производят более плотные по консистенции соусы с ярким вкусом перца и чеснока, в Таиланде и Вьетнаме - сладко-кислые вариации.
Самый известный соус выпускает компания Huy Fond Foods, которую создал приехавший в Америку из Вьетнама Дэвид Тран. Дэвид очень любил перцы и просто хотел делать хороший острый соус. Но судьба сложилась так, что его шрирача в бутылке с зеленой крышечкой и петухом на этикетке стала гастрономической легендой. Самое интересное, что Дэвид никогда не рекламировал свой продукт и не наращивал обороты до бесконечности, делая столько соуса, сколько перца могли вырастить для него поставщики. Своими конкурентными преимуществами Дэвид называет неизменно высокое качество перцев и классическую рецептуру. Добавим к этому более выгодную цену. Дэвид никогда не повышал цены на свой соус, даже когда он стал супер популярным. «Я делаю соус для богатых людей по цене для бедных, - говорит мистер Тран, - я простой человек и хочу, чтобы мой вкусный соус был доступен простым людям».
Как появился соус-легенда
В 1975 году, после окончания войны во Вьетнаме, жизнь в стране была сложной и каждый выживал как мог. Семья Дэвида, как и многие его соседи торговала острыми соусами собственного производства. У каждой семьи был фирменный рецепт, который никому не рассказывали. Траны разливали свой соус Траны в банки из-под детского питания с зелеными крышечками, а на них Дэвид рисовал белых петушков. Он родился в год Петуха и думал, что это принесет ему удачу.
Дела шли неплохо, яркий соус в стеклянной банке с петушком привлекал внимание покупателей больше, чем безликие огромные бутыли конкурентов. Но потом наступил кризис в отношениях между Китаем и Вьетнамом, и Транам, намекнули, что им лучше отправиться на историческую родину.
Намек был очень прозрачным и семье пришлось срочно покинуть страну на сухогрузе Huy Fong. После нескольких месяцев скитаний им удалось добраться до США. Дэвид решил осесть в Калифонии, местные китайцы рассказали ему, что здесь растут такие сочные и острые перцы-чили, каких он больше нигде не найдет. Через месяц он начал делать соус в Америке. Компанию он назвал в честь сухогруза, который вывез его из Вьетнама - Huy Fong Foods. Сначала Тран хотел продавать шрирачу землякам, но потом обнаружил, что в Америке практически нет острых соусов, американцы все ели с кетчупом. И он предложил нескольким ресторанам покупать у него «настоящий домашний соус шрирача».
.
И тут у него чуть было не возникли проблемы. Название шрирача уже было запатентовано. Помните, госпожу Чаккапак из Таиланда? Ее бизнес развивался столь успешно, что шрирачей стали называть все острые тайские соусы, а в 1984 году компания Thai Theparos выкупила у нее название Shriraja Paniсh и фирменный рецепт и решила выпустить продукт в США. А там уже продавалась шрирача Трана. Но Дэвиду вновь повезло, тайские ребята оказались неконфликными и вместо судебных споров просто выпустили соус под другим названием — Golden Mountain.
Шрирача Дэвида набирала все большую популярность. К нему потянулись ритейлеры. Некоторые рекомендовали ему поднять цену, другие - немного изменить рецепт – добавить сахара или томатной пасты, чтобы вкус стал более понятным американскому покупателю. Но Дэвид стоял на своем – цена останется прежней, а классический рецепт не подлежит изменениям – он делал слегка ферментированную смесь из перца, чеснока, имбиря и масла в определенных пропорциях и считал эту комбинацию идеальной: «Я делаю достойный соус, который не стыдно подать к столу и бедняков, и богачей». Цена на шрирачу Huy Fong не поднималась с 1980 года, хотя цены на продукты выросли с тех пор минимум в три раза. «Я никогда не мечтал стать миллионером, а просто хотел делать отличный соус, который может купить каждый», - постоянно подчеркивает мистер Тран в многочисленных интервью.
Тем не менее, пример Дэвида – классическое вопрощение американской мечты – годовой оборот его компании - более 60 миллионов долларов, а авторитетные кулинарные журналы США неоднократно называли шрирачу Huy Fong продуктом года.
В 2003 году шрирача впервые отправилась в космос, а в 2018 соус Трана с удовольствием ели на борту МКС российские и американские космонавты. Сегодня шрирача – трендовый продукт, который активно включают в свои рецепты известные шеф-повара и популяризируют модные фуди в разных странах мира.
Очень интересно. Спасибо автору. Я впервые слышу о таком соусе.