О чем расскажем в статье:
Сначала было радио
Первое кулинарное шоу было радиопрограммой. Французский ученый-диетолог и писатель доктор Эдуард де Помиан начал делиться в эфире рецептами и кулинарными историями еще в 1923 году. Вскоре появилось американское шоу 1924 года с вымышленным персонажем — Бетти Крокер — в главной роли.
Девушка с логотипа, придуманная Washburn-Crosby Company, чей образ сначала использовали в рекламных кампаниях, обрела голос и стала рассказывать об интересных рецептах. От ее имени издавали поваренные книги и продавали продукты, а в 1945 году журнал Fortune назвал Бетти Крокер второй по популярности женщиной в Америке; Элеонора Рузвельт оказалось первой. Однако телевидение создало новых героев.
Первые шоу в 1930-40-е гг.
Считается, что первым кулинарным шоу на телевидении стало "Cook's Night Out" («Вечеринка повара»). Оно начало выходить в Великобритании на канале BBC1 еще 21 января 1937 года. Его вел Марсель Булестен — французский шеф-повар и автор кулинарных книг. В роликах, которые длились по 15 минут, он рассказывал не только о классических блюдах своей родины. В его передаче шла речь о салатах, шашлыках и блюдах для пикника. Первую серию Булестен посвятил омлету.
В 1947 году в США появляется шоу "I love to eat" («Я люблю поесть»), идущее в прямом эфире — его ведет повар Джеймс Бирд. Шоу считается первой американской кулинарной программой, которую начали транслировать на сетевом телевидении. Бирд часто готовил китайские и французские блюда.
Революция Джулии Чайлд
Джулия Чайлд, соавтор известной книги по основам французской кухни, начала вести шоу "The French chef" («Французский повар») на американском телевидении в 1963 году. Она смогла совершить революции не только в рамках программ о еде, но и в умах простых людей — готовить вместе с ней оказалось несложно. Разогретые запеканки и сэндвичи с тунцом перестали занимать местом на кухнях американцев. Они начали готовить шоколданое суфле и кок-о-ван — цыпленка в вине.
Очень высокая, шумная, смешливая женщина сорока лет стала очень популярной: она готовила легко, непринужденно, снимая выпуски с одного дубля. Чего ей стоила эта легкость можно только догадываться, или посмотреть об этом новый сериал от HBO «Джулия». Еще одна хорошая иллюстрация — фильм 2009 года «Джули и Джулия» с Мерил Стрип в главной роли.
Кэтрин Коллинз, автор книги «Наблюдая за тем, что мы едим: эволюция телевизионных кулинарных шоу», пишет так о секрете успеха Джулии Чайлд: «У нее, по словам одного поклонника, были «скромные, невозмутимые манеры». Она не была ханжой — совала пальцы в соус, чтобы попробовать, облизывала ложки, роняла ингредиенты, а потом бросала их в кастрюлю. Этим она отличалась от своих предшественниц на телевидении и от своих потомков». По словам Коллинз, Чайлд не готовила себя к славе, не стремилась к отредактированному идеальному образу, поэтому ее любят до сих пор.
Развитие жанра кулинарных шоу
Мы не будем останавливаться на всех кулинарных шоу, которые выходили в разных странах. Их слишком много и каждое интересно по-своему. Например, в конце 60-х гг. англичанин Грэм Кэрр в своем шоу "The Galloping Gourmet" («Скачущий гурман») первым начал готовить со зрителями в студии — это был важный этап для жанра. А пиком популярности кулинарного телевидения стал 1993 год. Появился первый кабельный канал о еде — Food Network. Это стало признанием того, что на «гастрономической подписке» можно заработать.
Исследователи отмечают, что кулинарный жанр менял зрителей и менялся вместе с ними. Шоу о еде были «социальным зеркалом», отражающим мечты и желания людей, экономическую ситуацию и тенденции. Поэтому он никогда не устареет, также как криминальные драмы и мыльные оперы, которые рассказывают «нам о нас самих».
В 50-х шоу предлагали домохозяйкам простые рецепты; в 80-е роскошные блюда из дорогих ингредиентов; в 90-е и 2000-е участие знаменитостей и харизматичных поваров, таких как Джейми Оливер и Гордон Рамзи.
В шоу появляются соревновательные элементы; зрителям рассказывают о работе на профессиональной кухне и открытии ресторанов; показывают экзотические блюда из стран, где они не побывают. А сегодня, следуя тенденциями, авторы проектов много внимания уделяют ярким блюдам для социальных сетей, здоровой пище, веганству и заботе об экологичном потреблении.
В СССР и России
В России впервые элементы кулинарного появились в программе «А ну-ка, девушки», которая выходила в эфир с 1970 по 1987 гг., ее ведущим был Александр Масляков. В программы были «кулинарные конкурсы», в которых участницы соревновались в скорости приготовления простых блюд.
А первым «настоящим» шоу о еде на российском телевидении стала программа «Смак», которую запустили в 1993 году. Формат приготовления блюд вместе с гостем долго оставался популярным.
В 2022 году появляется «Кулинарный поединок» на СТС, а в 2003 «Едим дома» с Юлией Высоцкой. Во-многом, первые сезоны напоминают подход Джулии Чайлд — Высоцкая не боится ошибаться. Она учится вместе со своими зрителями. То, что кажется современной аудитории странным в старых выпусках — подгоревшие крылья или кривые сырники — тогда просто не замечали. Новый формат, интересные рецепты и необычные продукты, милая ведущая — этого было достаточно.
Со временем, на российском телевидении шоу становится все больше. Адаптированных («Адская кухня», «Мастер шеф» и другие) и придуманных с нуля. Появляются свои кулинарные каналы и «звездные» шефы-ведущие, такие как Константин Ивлев.
Кулинарные шоу не только развлекают зрителей, они формируют пищевую культуру и новые гастрономические привычки. Благодаря передачам о еде, появляются новые книги и медиа; развивается отрасль, отвечающая за производство утвари и кухонного оборудования. Как пишет Кэтрин Коллинз, «хотя у многих зрителей может не быть времени, чтобы готовить, и денег, чтобы позволить себе ингредиенты или технику из программ, все едят, знают что-то о еде и поэтому любят наблюдать за такими шоу». Поэтому в будущее кулинарный жанр нам точно придется взять.