Рост российского сыропроизводства начался в 2014 году – также благодаря санкциям, но отечественным. Тогда Россия ввела продуктовое эмбарго: западные страны больше не могли поставлять нам определённые продукты, в том числе и сыр. С тех пор по всей стране открываются новые сыроварни, от гигантских холдингов, насчитывающих десятки цехов, до домашних крафтовых производств. Но сейчас все они столкнулись с огромной проблемой. Ведь почти вся бактериальная закваска - импортная. Свою закваску делают всего 7 российских компаний, что до смешного мало.
Молочная закваска — это специально отобранные жизнеспособные клетки бифидобактерий, необходимые для сквашивания молока и приготовления кисломолочных продуктов. То есть без них процесс производства сыра невозможен. В результате санкций импортные закваски подорожали в 4 раза (на 44% за последние полгода и еще на 20% с начала спецоперации). Вместе с подорожавшими упаковками это приносит российским производителям миллионы рублей убытков, вынуждая поднимать цены.
В Томске хотят открыть специальную лабораторию для разработки качественной закваски, за дело уже взялись и исследователи, и финансисты. А Андрей Кнорр, заместитель губернатора по агропромышленной политике и природопользованию, пообещал в самое ближайшее время "изучить возможность разработки рецептур, технологий и методов создания бактериальных заквасок для молочной промышленности, а также организации производственной площадки по их изготовлению".