Шесть произведений уральских художников XX века, от классического пейзажа до абстракции, из коллекции галереи «Синара Арт», вдохновили молодых шефов на шесть гастрономических переосмыслений искусства. Получилась серия работ под названием "Искусство в подаче".
«Урал», холст, масло, 1958 г, художник Виталий Беляев и «Обжаренные сыры с вареньем из облепихи и цедрой апельсина, хрустящим розмарином и фисташками», шеф-повар Андрей Бова
Лев Шушаричев, куратор выставочных проектов галереи: «Очень уральский пейзаж: складчатые заснеженные скалы, голубоватые холмы, сочетание холодного снега, но тёплого солнца, красота и суровость. Так и хочется оказаться внутри полотна, взять снаряжение и отправиться в поход».
Андрей Бова, шеф-повар «Барборис» и «1991», перебравшийся в Екатеринбург из Москвы: «Ещё до переезда я именно такой представлял себе уральскую природу: снежные горы, леса и характерная цветовая палитра. Поэтому ,душа откликнулась на эту картину, захотелось отобразить в подаче блюда теперь уже родной для меня край. Я использовал два вида фермерского адыгеского сыра, добавил варенье из облепихи и зелень. Эти локальные продукты полностью передают мое ощущение второй родины.
«Лето», смешанная техника, 1982 г, скульптор Андрей Антонов и «Вешенки, соус из крапивы и пюре из моркови», шеф-повар Ахмед Охунов
Лев Шушаричев: «Я помню свои детские впечатления от этой скульптуры, установленной на ул. Испанских рабочих в Екатеринбурге. Сейчас я совсем по-другому смотрю на эту работу, уже оценивая авторский почерк скульптора – деформацию форм. Но при этом удивительная лёгкость и даже детская наивность этой пары никуда не пропали".
Ахмед Охунов, шеф-повар Meduza, Пермь: «На выбор работы повлияло, скорее, её название - “Лето”. И я решил добавить к нему и к эмоциям скульптуры современных реалий. Представил, что вот закончился карантин, и молодой парень, взяв лошадь, устремился навстречу свободе. Я просто показал в своем блюде этот всплеск эмоций».
«Время», холст, масло, 1990 г, художник Алёна Азёрная и «Печень кабана, сырный мусс, ржаные вафли и соус из лесных ягод», шеф-повар Константин Ляшков
Лев Шушаричев: «Художники часто надевают творческие “маски”, примеряют разные стили, зачастую из-за этого интереснее за ними наблюдать. Здесь художница попыталась решить давнюю задачу изображения времени».
Константин Ляшков, шеф-повар Brut is good, Челябинск: «На этой картине, как мне кажется, в виде креста изображён перекрёсток времени. Геометрические фигуры вокруг – прошлое, будущее, настоящее. Мои любимые цвета - красный и черный, поэтому я и выбрал эту картину. Использовал только уральские специалитеты: из печени кабана приготовил пате в виде перекрестка и покрыл его глазурью из брусники. Геометрические фигуры - мусс из местного козьего сыра с можжевельником. Лестницы – ржаные вафли, Соус из чёрной смородины, черники и чернослива это краски на холсте».
«Незапятнанная луна», холст, масло, 1991 г, художник Александр Нестеров и «Копченый карп с паштетом из печени налима, желе из папоротника с творожным сыром», шеф-повар Мирон
Лев Шушаричев: «Как мне кажется, автор хотел изобразить Луну до того, как на неё ступила нога человека, даже до того, как Луну смогли рассмотреть в телескоп. Эти события превратили мифическое, сакральное небесное тело, о котором можно было фантазировать, просто в космический объект. А Луна Нестерова еще не запятнана человеком».
Мирон, шеф-повар Kitchen и «Фартук», Екатеринбург: «Картина очень яркая, и в ней точно есть жизнь и сопротивление – то, чем мы сейчас и занимаемся в сложившейся ситуации. Подкупило большое количество цветов: это был некий вызов.
По заданию продукты были только уральскими. Основой блюда стал карп. Все цвета я получил в результате обработки пингредиентов: из картофельных очистков вышло девять разных оттенков и текстур. Болотный цвет был получен при сушке на сковороде стеблей дикого чеснока, крапивы и фиолетового базилика. Использовал филадельфию из йогурта. Сервировка заняла около двух часов, плюс полдня обрабатывал ингредиенты. Интересный опыт, хочется продолжить».
«Снегири», холст, масло, 1965 г, художник Анатолий Абрамов и «Говядина с тыквой, сиренью и заварным кремом из кабачков», шеф-повар Николай Семёнов
Лев Шушаричев: «“Снегири“ – это редкий пример юмористического пейзажа. Здесь ребятишки кажутся нахохлившимися снегирями, сидящими на голых ветвях деревьев. От этой картинки и ощущения светлого зимнего дня на душе становится тепло».
Николай Семёнов, шеф-повар Kitchen, Екатеринбург: «Снегири – это зима, а зима – моё любимое время года. Я взял картофельную воду, которая имеет полупрозрачный золотистый оттенок. Для объёма использовал тыкву. Красный, конечно, мясо. Снег – заварной крем из кабачков. Синий цвет негастрономичный, но тут помогла сезонность. Выглянул в окно - увидел сирень, получил четыре оттенка синего. В результате сложилась вкусная картина!».
«Отражение», холст, масло, 1993 г, художник Анатолий Калашников и «Коктейль из настойки на берёзовых почках и домашнего яблочного вина, поданный с кефирными чипсами», бармен АУК Назар Козубеков
Лев Шушаричев: «Когда я говорю об этой работе, все слова кажутся фальшивыми. “Отражение“ – лиричное произведение, оно вызывает состояние светлой меланхолии, желание побыть наедине с собой».
Назар Козубеков, концепт-бармен движения АУК: «Как только увидел картину, запел песню: “Отчего так в России берёзы шумят?“. Так главным при выборе стала ассоциация – Россия и берёзовые леса. Сам процесс оказался непрост. Сначала набивал руку на листке бумаги, потом сделал несколько вариаций коктейля в разной посуде. В итоге выбор пал на коктейль в стакане олд фэшн, а саму картину изобразил на чипсе из кефира. В составе коктейля моя настойка на берёзовых почках, разбавленная домашним вином из местных яблок. Занимаясь всем этим почувствовал, что прикасаюсь к чему-то великому».
Благодарим куратора проект Дарью Окорзину (AУК) за помощь в создании материала