С 18 июля 1941 года в СССР началось введение карточной системы снабжения населения продовольствием. Не стала исключением и Москва. К 1 декабря 1941 года на довольствии по нормам снабжения состояли 2 126 000 москвичей. Население столицы было разделено на 4 категории в зависимости от степени участия в обороне страны и работы на производстве.
Первую категорию составляли промышленные рабочие и инженерно-технический персонал, занятый непосредственно на производстве, люди, работающие в сфере транспорта и в строительстве, оперативный состав московской милиции, бойцы и командиры местной противовоздушной обороны и люди, занятые тяжёлым физическим трудом, например, дворники.
Все они снабжались по высшей, так называемой «рабочей» норме. Внутри этой категории, кстати, были рабочие и инженеры оборонных отраслей промышленности. Они получали ежедневно 800 грамм хлеба, ежемесячно 800 грамм сахара и кондитерских изделий, 2200 грамм мяса и рыбы, по 600 грамм жиров и 1500 грамм крупы ни человека.
Вторую категорию снабжения составляли служащие. В категорию входили инженеры и сотрудники различных КБ, административно-управленческий персонал, офицеры и сотрудники органов НКВД и МПВО, не относящиеся к составу оперативных подразделений, работники культуры, а также служители культа.
Они получали 600 грамм хлеба ежедневно, на месяц по 600 грамм сахара, 1200 грамм мяса и рыбы, 300 грамм жиров и 800 грамм крупы.
К иждивенцам были отнесены неработающие пенсионеры, женщины, инвалиды, а также особые категории граждан, например, творческие работники и изобретатели, не состоявшие постоянно в штате какой-либо профильной организации.
Им полагалось ежедневно по 400 грамм хлеба, на месяц 400 грамм сахара, полкило мяса и рыбы, 200 грамм жиров и 600 грамм круп.
Наконец, отдельной категорией снабжения обеспечивались дети до 12 лет, которых в Москве в среднем было более полумиллиона. Хлебом дети снабжались, как иждивенцы, но месячные нормы отпуска продуктов для них примерно соответствовали норме служащих (за исключением мяса и рыбы, которых детям доставалось по 400 грамм на месяц).
Нормы были довольно скромными. Но в декабре 1941 — марте 1942 года (в период общего наступления советских войск под Москвой) из-за перегрузки железных дорог и разрушения прежних источников снабжения и эти нормы сокращались: рабочим полагалось 700 или 600 грамм хлеба, служащим — 500 или 400 грамм, иждивенцам — 300 грамм. Детям нормы не сокращались, а с 1 апреля 1942 была введена обязательная выдача молока детям в возрасте от 1 до 6 лет. В декабре 1941 года введено нормирование продажи соли — 400 грамм на человека в месяц и запрещена свободная продажа спиртных напитков.
В феврале 1942 на предприятиях оборонной, металлургической и химической промышленности началось создание отделов рабочего снабжения (ОРС) — специальных хозрасчетных организаций, призванных обеспечить питание рабочих. В их распоряжении находились продовольственные магазины, организовывались столовые и подсобные хозяйства. Всего за годы войны в Москве было организовано более 500 отделов рабочего снабжения, в распоряжении которых имелись 324 магазина, 19 торговых палаток, 2 овощных базара. Почти половина совхозов Московской области была превращена в подсобные хозяйства.
В том же феврале 1942 года Моссоветом приняты решения об организации массового огородничества силами организаций и населения Москвы. К 1944 году под огороды в Москве и пригородных районах области было занято почти 19 тысяч га, на них работали около 1,5 миллионов москвичей.
В годы войны не прекращалась и коммерческая торговля продовольствием. В столице действовали так называемые колхозные рынки, где граждане могли за наличный расчет приобрести продукты питания или обменять их на вещи. Цены на таких рынках были очень высокими.
Килограмм картофеля стоил от 49 до 79 рублей, капусты — от 53 до 97 рублей. Цена говядины доходила до 515 рублей за килограмм, свинины — до 760 рублей.
Для сравнения, средняя зарплата рабочего составляла около 650 рублей в тяжёлой промышленности и около 500 рублей в лёгкой промышленности. Директор предприятия мог получать около 1000 рублей, а зарплаты уборщиц, машинисток, курьеров составляли лишь 150 рублей. Самыми ходовыми товарами на рынках были хлеб и водка. Объём их продаж — почти 37% от общего объёма операций рынков.
Возвращение к нормальной торговле началось с 1944 года, но окончательно режим нормированного снабжения и карточная система в Москве были отменены только с 1 января 1947 года.
Благодарим Марию Музалевскую, руководителя пресс-службы Главархива города Москвы за помощь в подготовке материала.
Все права на фотоизображения принадлежат Главному архивному управлению города Москвы.