Всё началось с того, что в начале апреля Турция ограничила экспорт лимонов из-за выросшего спроса на фоне распространения коронавируса. Ограничения решили продлить до 31 августа. Причина – увеличение продажи лимонов внутри страны. Традиционно их используют при производстве одеколона, который жители страны применяют для дезинфекции. Кроме того, турки начали массово скупать лимоны для укрепления иммунитета.
Эти ограничения сразу коснулись России. По данным Федеральной таможенной службы, доля турецких лимонов в российском импорте этого вида цитрусовых в 2019 году составляла 45%.
Ретейлеры немедленно оттреагировали - переориентировать поставки можно, но это скажется на цене товара. Сергей Ким, технолог категории «Фрукты и овощи» сети магазинов «Вкусвилл»: «Заменить турецкие лимоны сейчас можно ЮАР и Египтом, но цена продукции будет выше». Представитель «Магнита» отметил, что основные поставки лимонов в сеть идут из Азербайджана, Узбекистана и стран Ближнего Востока. Турция обеспечивает небольшой объем отгрузок данной продукции, и чтобы удовлетворить спрос на лимоны, компания задействует поставки этой продукции из стран южного полушария. О поиске поставщиков из других стран, которые могли бы предоставлять лимоны хорошего качества по аналогичной ценесообщали в компании X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»).
Одновременно с резким уменьшением поставок турецких лимонов, в России все дружно вспомнили о его полезных свойствах и решили, что вот оно – чудодейственное лекарство против коронавируса. Так сокращение импорта наложилось на стремительное увеличение спроса. И мы получили то, что имеем сейчас – стремительный рост цен на любимый цитрусовый.
Федеральная антимонопольная служба решила проверить поставщиков лимонов и торговые сети. «При довольно положительном состоянии лимонного рынка есть у нас несколько просто вопиющих фактов, когда до 500% на одном этапе доходила наценка. Это было и у сетей, и у поставщиков. И мы эти факты отфиксировали. Каждый шаг, каждая сделка нами будет контролироваться», заявил Андрей Тенишев, начальник управления по борьбе с картелями ФАС РФ на недавно прошедшей видеоконференции с представителями торговых сетей.
Алексей Доценко, замруководителя ФАС дополнил слова коллеги и сообщил, что ведомство следит за ситуацией с ценами при помощи данных таможни. «Хотим отметить, что есть некоторые поставщики, у которых цены остались еще на уровне 2019 года. Также мы видим, что, когда закупка идёт не напрямую, а через посредников, в цепочке присутствует зачастую до трёх посредников, что на каждом этапе увеличивает цену».
По материалам РБК и РИА Новости