Пиццерия Монтальто открылась в середине прошлого лета, когда большинство ресторанов погружены в анабиоз, и уж точно мало кто открывается. Однако время затишья было потрачено с несомненной пользой для дела. Теперь в столице есть место, где можно попробовать бруклинскую пиццу; и ради такой пиццы стоит приезжать сюда специально.
Расположение
Неподалеку от станции метро Баррикадная, семь минут неторопливого ходу. Дверь выходит прямо на Садовое Кольцо. Мимо не пройдешь, видно даже через дорогу.
Дизайн
Дизайна в Монтальто ровно столько, чтобы всякий понял, что работал профессионал. Единственное и подчеркнутое излишество — потолок. Такой потолок могли сделать в 1979-м году в зале ожидания «Шереметьево-2», если бы проектировщики его знали о существовании стиля диско. Хотя и эта деталь вместе с прочими уверенно отсылает нас к Нью-Йорку, сумбурному, кипящему и не знающему слова «пошлость», поскольку любая пошлость там мгновенно закавычивается и превращается в цитату. Нельзя забывать также и о том, что в Нью-Йорке не принято курить в ресторанах — в Монтальто до такого радикального отрицания не дошли, однако курильщики вынуждены сидеть не на диванах и стульях гуманистической высоты, а на барных переростках, к тому же непосредственно перед работающей печкой. Хочется думать, что так сделано специально.
Еда
Конечно, главное здесь — пицца, но не меньшего внимания заслуживают и другие разделы меню, особенно закуски и десерты.
Закуски в меню подобострастно обозначены как «антипасти», но к Италии они никакого отношения не имеют. В абсолютное восхищение привела меня спагетти сквош с пекорино, едва ли не лучшее вегетарианское блюдо из всех, что мне довелось пробовать (разумеется, я имею в виду нестрогое вегетарианство).
Спагетти сквош — вид тыквы, при термообработке разделяющейся на волокна, противоестественно напоминающие спагетти. Горячий моток этих растительных макарон, благоухающий сыром и слегка отдающий чесноком, лишает вас воли и вселяет понимание, что в своей предыдущей жизни вы пропустили что-то важное. Ну, вот шанс наверстать. Кстати, спагетти сквош, несмотря на свою абсолютную приготовленность, остаются хрустящими, и эта деталь привносит в блюдо неподдельную, удивительную и такую желанную парадоксальность.
Что же до пиццы, итальянцу она бы не понравилась. Хотя даже и итальянец не смог бы отрицать высочайшего уровня работы здешнего пиццайолло. Говорят, в Бруклине придумали какой-то специальный рецепт теста для пиццы, и что это какой-то жуткий секрет. По-моему, это ерунда — просто надо уметь готовить; в Монтальто умеют.
Важное отличие бруклинской пиццы от традиционной: не существует никаких обязательных ингредиентов. Так, в моей пицце Мули вместо общепринятого томатного соуса основание было щедро смазано баклажановым пюре. Я бы не сказал, что это само себе привносит какую-то невероятную новизну, но как деталь в общей картине — обаятельно. В сочетании с домашними (буквально! минимум жира!) колбасками, растаявшими шариками моццареллы, листьями базилика и небольшим количеством карамелизованного лука так и вовсе хорошо.
Вторая пицца, с инжиром, оказалась хуже, но не потому, что была плохо сделана, а из-за того, что титульный ее элемент оказался в два раза хуже, чем должен быть. Инжир в Москве, к сожалению, до сих пор остается оскорбительно безвкусным, и даже сочетание растопленного сыра талледжио, рикотты, меда и свежего шалфея смогло вытащить блюдо всего лишь на приемлемый уровень. Полагаю, надо дождаться лета. Особая прелесть пиццы из Монтальто заключается в том, что никто не занимается приданием ей геометрически правильной формы. Она кривая, косая, вздувшаяся, корявая. На мой взгляд, это красиво.
Забавно, что лимонад (я заказал имбирный — много груши и лимона, немного имбиря и очень много льда) подается в банках. Даже если сильно захочется, его невозможно выпить через край, а только через соломинку, и это сообщает ужину должный неторопливый ритм. Лед потихоньку тает, и вкус меняется ровно с той скоростью, с какой положено.
Обслуживание
Приятно, когда официанты понимают не только статус своего заведения, но и не забывают при этом о гостях. Вне всякого сомнения, персонал Монтальто уже успел уяснить и то, и другое. Они еще не знают о еде столько же, сколько Айзек Корреа, но явно двигаются в том же направлении.
Резюме
Если вы внимательно смотрели «Секс в большом городе», то наверняка помните, как там все боялись ехать в Бруклин. Теперь я думаю, что зря. Если хоть где-то в Бруклине готовят так же хорошо, как в Монтальто, туда вполне можно переехать. Фантастическая пицца, ошеломляющие закуски, выразительный, но сдержанный дизайн, понимающий персонал — где еще небогатый московский гастроманьяк может отметить покупку японского керамического ножа?
Фото предоставлено PR-службой ресторана