Ребро, да не то
Анатомическое определение суховато: «Ребро – дугообразная узкая кость, прикрепленная сзади к позвоночнику и идущая к грудной кости». Одна незадача: в мясной туше различают мясную реберную часть, поближе к хребту, которая идет на натуральные котлеты на косточке, и покромку – верхнюю часть грудинки, включающую мышечный слой, какое-то количество жира и среднюю часть ребер. Вот их-то мы и называем «ребрышками». На них остается сравнительно много (30%) межреберного мяса, сладкого и сочного, которое можно дочиста обгрызть совершенно некультурным образом, отложив нож и вилку.
Свиные
Практически в любом мясном заведении Европы или Америки, где даже и не мечтают о мишленовских звездах, вам принесут пару полуметровых горячих пластов отборных свиных ребрышек с ведерком жареной картошки и графином-другим молодого вина. Пальцев не хватит облизывать! Да и у нас принесут – разве что пласты будут поменьше да мясо похуже, хотя не такое уж и замысловатое это блюдо.
Свинья – самое привычное домашнее животное в Восточной Европе, а потому наши соседи всегда умели готовить свинину, в том числе и ребрышки, издавна используя мед в качестве карамелизатора. Вспомните, например, типичный польский деликатес zeberka w miodzie – маринованные в меду свиные ребрышки, а также чешский вариант этого блюда pečená vepřová žebírka v medu – лучший перекус для туристов, уставших шататься по улочкам Праги.
В простоту жареных свиных ребрышек (нарезал, пожарил и сгрыз), конечно, иногда вмешиваются одаренные фантазией повара. Например, за океаном, в штате Луизиана, маринад усложняют, добавляя к меду соевый соус, уксус, херес и имбирь, выдерживают в нем ребрышки часиков шесть, а затем уже запекают, накрыв фольгой. На вкуснейшие острые свиные ребрышки с соусом из того же меда, но с томатной пастой, табаско, вустерским соусом и целой кучей приправ мы «нарвались» в придорожном шалмане под Нью-Йорком, где самой примечательной деталью (не считая, конечно, ребрышек) оказался плакат с надписью: «Какого черта вы сюда приперлись?»…
Как-то на один из праздников наш друг Илья Лазерсон, шеф-повар и автор кулинарных книг из Петербурга, принес ведро свиных ребрышек и приготовил их всего за 15 минут. Правда, еще у себя дома Илья быстро обжарил ребрышки до румянца, поварил час-другой в подсоленном кипятке, вывалил прямо горячими в ведро с острым маринадом, заказал такси и примерно через час был у нас. Осталось только довести практически готовое блюдо в духовке до нужной кондиции… Примерно так же поступают и китайцы – за 15 минут успевают обжарить на гриле отваренные ребрышки и подать их с соусом хойсин.
На Кавказе мы научились готовить шашалык из свиных ребрышек – их надо нарезать парами, а при нанизывании на шампуры, если нет решетки, прокалывать мякоть между костями.
В Таиланде уличные торговки натирают мясо специями и травами, дают пропитаться, затем расщепляют бамбуковую палочку длиной сантиметров 30, но не до конца (получается своеобразная прищепка), кусок мяса зажимают между половинками, связывают открытый конец и укладывают на жаровню. Мясо не протыкают, сок не вытекает, и получается оно необычайно сочным. Берите на вооружение, ведь в вашем чулане наверняка найдутся дедушкины бамбуковые лыжные палки.
Бараньи ребра
Ребрышки барашка в большинстве стран Европы уже изыск, но веселые греки на том же Крите готовят их по-простому: маринуют в смеси лимонного сока и оливкового масла с перцем и майораном, жарят на углях, а подают с дольками лимона, зеленью и «деревенским» салатом хориатики. Бараньи ребрышки ribbetjie – всенепременное блюдо и на любой южноафриканской мясной вечеринке braai.
Если окажетесь в ноябре неподалеку от Кейптауна, где на такое барбекю собираются двести тысяч человек, научитесь не только готовить ребрышки, но и получать «правильные» угли из верблюжьей колючки, виноградной лозы и даже из кукурузных початков.
Любят бараньи ребрышки и в Норвегии, где популярным рождественским блюдом выступает пиннекьёт: вяленую или копченую грудинку разрезают вдоль ребер, вымачивают, а затем припускают в небольшом количестве воды и подают с пюре из репы и картофелем.
Телячьи и говяжьи ребра
Пальму первенства в приготовлении телячьих ребрышек мы вручаем французам, которые даже выделяют для этой цели специальный отруб, так называемый «парижский бок» – плоский кусок телячьей покромки или грудинки. Например, весьма недурственно получаются телячьи ребрышки а-ля бушер – их маринуют в растительном масле с солью, перцем и петрушкой, затем обжаривают на гриле в течение 15 минут и подают с сезонными овощами. К такому блюду замечательно подойдет беарнский соус, куда можно добавить немного тертого хрена…
Корейцы веками готовят калби (буквально «ребро») – жаркое из говяжьих ребрышек. Мясо маринуют в смеси соевого соуса, чеснока и сахара, часто включая грушевый сок, рисовое вино, кунжутное масло, тертый имбирь, луковое пюре и жгучую перечную пасту. В специализированных ресторанах посетители сами готовят калби на настольных жаровнях.
Но вернемся к «божественному отрубу». Подумайте сами, почему американцы, считающие барбекю своим национальным видом спорта, называют свиные ребрышки first lady («первая леди») – ну не в честь же жены очередного президента… Понимают, видимо, янки, что ребро, с которым мы привычно ассоциируем появление первой женщины, все-таки не самая ненужная часть, а самая лучшая!