Основатель и владелец сети Le Pain Quotidien, бельгийский шеф-повар Ален Кумон, знает о выпечке все. Мы встретились с ним в Москве, куда он приехал по случаю открытия своего нового ресторана.
- Здравствуйте, Ален. Ваш «хлеб насущный» с удовольствием едят и в Бельгии, и в Канаде, и в Кувейте. Теперь вы открыли для себя и Москву. Легко ли работать в московских реалиях?
- Скажу честно: меня предостерегали от работы в вашей стране. Ведь для многих рестораторов Россия пока остаётся закрытым, загадочным и неосвоенным пространством. Предугадать успех или, наоборот, провал того или иного проекта, как считают многие, здесь практически невозможно.
Однако после открытия российских точек сети Le Pain Quotidien я убедился: та ниша, которую мы заняли в ресторанном мире, здесь очень и очень востребована. Как, впрочем, и везде. Ведь что, в сущности, предлагает Le Pain Quotidien своим посетителям? Свежий хлеб, который мы каждое утро выпекаем в наших пекарнях по бабушкиным рецептам. Что может быть лучше этого? Наша пища – самая здоровая. Мы работаем только с экопродуктами, теми, которые были выращены в экологически чистых регионах и без использования каких-либо химических удобрений. И самое важное: в Le Pain Quotidien вас встречают с любовью. Вы садитесь за большой «семейный» стол и разделяете с нами хлеб насущный!
Концепция нашего ресторана русским нравится. И это радует. Мы не будем останавливаться на достигнутом. Открытие России только начинается.
- «Бабушкины рецепты» – это в какой-то мере рецепты вашей собственной бабушки?
- В некотором смысле – да. История Le Pain Quotidien началась с моего детского восхищения бабушкиной выпечкой – простой и невероятно вкусной одновременно.
В 1990 году я смог реализовать мой интерес к деревенской выпечке, когда открыл в Брюсселе первую кафе-кондитерскую Le Pain Quotidien, а при ней – собственную пекарню, в который мы выпекали настоящий свежий дрожжевой хлеб – совсем как у бабушки. А отличительным, даже ключевым элементом дизайна стал большой общий стол посреди зала – настоящий деревянный деревенский стол, знак дружбы и хлебосольства. Ничего более уютного и дружелюбного и представить себе невозможно.
- Насколько сложны ваши рецепты?
- Предельно просты. Мой принцип: всё, что готовится в моих ресторанах, можно приготовить и дома. Более того: на многих языках уже вышла моя книга рецептов, благодаря которой вы можете повторить все основные блюда Le Pain Quotidien у себя дома. На русском языке она выйдет в марте 2009 года.
- Будем ждать! И обязательно проинформируем об этом событии наших читателей.
- Вы увидите, что самые лучшие блюда на самом деле просты и доступны каждому.
- Отличается ли меню в ваших российских ресторанах от меню других точек сети, расположенных, например, в Бельгии, Испании, Турции?
- Не слишком. Конечно, есть где-то определённые блюда, которых нет или пока нет в России, но в целом меню российских ресторанов примерное такое же, как и везде. Я бы сказал, что меню всех наших ресторанов – это кулинарный портрет обычной деревни.
- Какая это деревня – бельгийская, французская? Или в меню воплощены ваши обощённые представление о деревне?
- Я вырос в Бельгии. И, разумеется, в душе всегда остаюсь бельгийцем. Я создаю некое обобщённое представление о деревне, которое сформировалось в моей душе благодаря моим детским впечатлениям о бельгийской деревне и кухне моей бабушки.
Основа кухни – бельгийско-французская. Однако я много езжу по миру – и из разных стран приношу в своё меню различные идеи. Ограничиваться традициями кухни Западной Европы – не в моих принципах. Я беру удачные идеи там, где их нахожу.
- Использование высококачественных экологически чистых продуктов – один из принципов Le Pain Quotidien. В России это местные или привозные продукты?
- Главное для нас – это мука. Она исключительно местная. Для нас работает особое предприятие, которое находится в российской глубинке, в экологически чистом районе. В 2009 году наша мука должна получить сертификат, который удостоверит её высочайшее качество, соответствующее мировым стандартам.
Многие другие продукты (мясо, рыба, морепродукты) завозят из Франции и других стран. Это действительно исключительно экопродукты – как в обычной деревне.
- К мучным блюдам в ваших ресторанах подаётся вино, выпущенное под вашим именем. В каком регионе находятся ваши виноградники?
- В Лангедоке. Это белое и красное сухое вино, оно маркировано как «местное».
- Почему именно «местное»?
Можно сказать, я реализую принцип «анти-шато». В наше время элитные вина из шато стали излишне аристократичными, они требуют к себе чересчур много внимания, к ним необходимо подавать очень дорогие, изысканные блюда.
Вино, созданное на моей винодельне в Лангедоке, – другое. Оно довольно простое по вкусу и, что самое важное, прекрасно подходит к мясным и рыбным тартинам и канапэ, которые подают в моих ресторанах. На мой взгляд, это идеальное вино для обычного деревенского застолья.
Кстати, обратите внимание на этикетку на бутылке. Это старая чёрно-белая фотография, изображающая простую жизнь, обычных людей. И это символично. Это и есть концепция Le Pain Quotidien. Это и есть тот мир, в который вы попадаете в любом нашем ресторане.