Почему «на первый взгляд»? Почти риторический вопрос. Слишком много неясностей и вопросов таит в себе эта тема. Для начала мы провели опрос в фейсбуке: «Что такое для вас фермерский продукт?». Результаты опроса, конечно, не претендуют на 100-процентную достоверность и статистическую четкость, но выводы можно сделать. Да и мысли пользователи высказали любопытные.
Доверие
Если вы не знаете фермера лично, то кто может гарантировать качество и уникальность его продуктов? Ведь может появиться соблазн выдать за фермерский продукт любой другой — типовой, используемый в промышленных масштабах.
Mike Homola: «Надо понимать, что эпитет "фермерский продукт", не подкрепленный никакими обязательными к выполнению стандартами, — просто метафора, примерно как "совесть пивовара" из рекламы пива. Чистое позиционирование, гораздо меньше коррелирующее с качеством, но гораздо больше с ценой. Качество, гарантируемое, например, фермером Климовым, обеспечивается личностью Климова, а не тем, что он фермер».
Если представится возможность, постарайтесь съездить на ферму лично. Тем более что многие хозяева устраивают небольшие экскурсии по своим владениям, рыбалки, прогулки, мастер-классы и могут обеспечить сносное проживание на 1–2 ночи. И обязательно берите с собой детей — и маленьких, и постарше, — пусть они увидят, откуда на домашнем столе берутся молоко, помидоры и мед, к примеру. Возможно, после такого путешествия у приверед появится новая любимая еда, незнайки хотя бы немного станут знайками, а сидящие в сети наконец-то увидят, что реальная ферма гораздо интереснее, чем одноименная игра. Для вас это будет хорошая возможность продегустировать товар на месте и задать все интересующие вопросы напрямую производителю.
Михаил Чистов: «Кто хочет посмотреть, как выращивается вьетнамская вислобрюхая свинья, кролики, а скоро и зелень с помидорами и огурцами в круглогодичной теплице, добро пожаловать в гости на нашу ферму. Я это делаю в Ивановской области, недалеко от Плёса, при помощи любимых жены и дочерей».
Логистика
О трудностях логистики в России говорят с давних пор. Помните? «В России две беды: дороги и дураки». Многие крестьянские хозяйства находятся вдали не только от перерабатывающих предприятий, но даже от благоустроенных дорог, по которым её можно быстро и легко доставлять напрямую конечному потребителю.
Такие сложности возникают, например, поздней осенью у мелких ферм с молоком и молочной продукцией. Её просто некому реализовывать, поскольку летом все продажи были ориентированы на отдыхающих в деревнях и на дачах. А осень наступила, и проще молоко вылить, чем тратить время и деньги на его перевозку. Это серьёзная проблема, стоящая на пути развития российского фермерства. Ведь свежесть и натуральность — важнейшие конкурентные преимущества.
Наталья Чернышева: «Я покупаю фермерские продукты давно. Для меня это в первую очередь свежесть и хорошее качество. За это время сложился круг моих поставщиков. Молочко уже лет двадцать беру у своей Тани на Ленинградском рынке. Знаю, что в твороге из их семейного хозяйства не бывает пальмового масла. Лучшая свинина приезжает из Горчичной поляны. Птица — от фермера Климова. В компании "Честные продукты" я заказываю докторскую колбасу, домашний паштет и потрясающий бородинский хлеб».
Лучше всего наладить прямой контакт с фермером. И потом, уже после очного знакомства — на ферме или в городе за прилавком, если повезет — можно договариваться с фермером о бонусах: заказывать, например, определенный отруб мяса к домашнему празднику. Или покупать что-то постоянно под заказ.
Яна Вагнер: «У нас в Каринском есть лавка "Молоко и мясо". За прилавком — чудесная девица с таким филфаковским лицом, а иногда её муж. Они торгуют птицей и бараниной. К определённому дню можно позвонить и заказать, например, ногу или седло. Жаль, они там только в дачный сезон — зимой их нет. Они торгуют своей птицей и бараниной, по крайней мере, так говорят. Ещё у меня есть соседка Петровна. Славная такая женщина, хрупкая, я её иногда подвожу до остановки. Паркуюсь недавно возле ворот, а ко мне бежит Петровна, вся в крови и с ножом в руке. «Яна! — кричит. — Яна, стой!» Стою, вообще не шевелюсь. Петровна до бегает и говорит: «Яна, я тут уток режу, не нужно тебе? Небольшая, килограмма на два с половиной».
Рыночные отношения
Для тесного сотрудничества ресторану или магазину нужны гарантии от фермера. Если он обеспечит постоянное качество продукции, все могут рассчитывать на взаимность. Отсюда привлекательность городских рынков. На перспективы такого взаимовыгодного сотрудничества влияют растущая аренда и негативная репутация некоторых торговых точек из-за несоблюдения санитарных норм. К тому же на рынках чаще торгует не сам фермер — он занят землей и хозяйством, а его продукцию продает посторонний, чужой человек. И вот здесь вступает в дело вторая русская беда — человеческий фактор.
Чтобы этого избежать, трудолюбивые фермеры, особенно с небольшим объёмом продукции, ищут покупателей в социальных сетях и собирают заявки на продукты среди своих друзей и знакомых.
Яна Егер: «Примерно в 78-м году мой дед выбрал себе для пенсии одну просторную, довольно дальнюю и потому глухую деревню. Теперь моим родителям интересно выращивать всё, что у них на гектаре уродится. Поэтому объемы сельхозпроизводства у нас не падают, а только растут... В мае я посадила 189 будущих помидорных кустов только потому, что они у мамы в марте все взошли — и это вместо запланирован-ных пятидесяти... Но я категорически не способна ничего предлагать на продажу, прямо пугаюсь всех возможных сомнений покупателя и на всякий случай извиняюсь сразу за всех... Обороты у нас не те: четыреста папиных селекционных головок чеснока не спасут любителей здоровой пищи. Паре дружественных ресторанов тоже не очень удобно разовые мешки с картошкой и прочие посылки принимать. Вот у меня и вопрос: может, заранее собирать заявки, за невеликие деньги или так,
если кому правда хочется?»
Фермерские продукты в интернете
С точки зрения бизнеса удачный вариант — продажа продуктов оптовику. Его легко найти, хотя бы в Интернете. Но посредник — это всегда увеличение стоимости продукции для покупателя, и все тот же промышленный конвейер.
Victor Martens: «Для меня фермерский продукт — это продукт, выращенный не для поставок в сетевые магазины человеком, ответственным перед своей едой и покупателем. В Германии органик- и биопродукты имеют оборот около 7 млрд евро и стали индустрией, около 100 организаций занимаются сертификацией — это значит, что всё умерло».
Не секрет, что большинство интернет-магазинов заставляют свои виртуальные полки товаром от разных производителей. Большой спрос здесь на овощи, птицу и молочные продукты, в частности на сыр. Владельцы таких магазинов покупают продукты у фермеров, переупаковы вают их порой в очень одиозные и яркие упаковки и развозят по покупателям. При этом цена увеличивается на 25% и выше. Сами фермеры редко решаются начать виртуальные продажи. Хотя к этому их подталкивает сама жизнь.
Катерина Агроник: «Настоящий фермер сочетает в себе почти сказочные качества с бизнес-прагматизмом. Он изучает круговорот своих земель, старается не использовать удобрения, а настраивает передвижение растений и животных на своих землях таким образом, чтобы все отдыхали, и питались, и удобряли как надо и наиболее натуральным образом. Идеальный фермер сочетает удивительное знание и внимание к природе и естественной последовательности событий на своих землях с получением от этого максимальной выгоды, и не только в финансовом смысле».
А тем, кто только мечтает этим заняться, даем краткое описание трудового процесса в крохотных фермерских хозяйствах от Яны Егер: «Посадить — поливать — отгонять мух — подвязывать — собирать — резать — мучить — кипятить — складывать в погреб — доставать — искать, кому бы пригодилось — найти — упаковать — привезти нам всем тут поблизости, кто любит — дождаться, чтобы забрали — выдохнуть и улыбаться, что маленькие девочки уже доели сушеные груши, что большие девочки опять ждут земляничного варенья и Яна освоила новый суп из тыквы». Очень похоже на формулу счастья.
Пока нет комментариев